Люди, трудящиеся на железной дороге, могут воспользоваться льготной пенсией, которая позволяет им получать выплату от государства до наступления общероссийского возраста пенсионера. Для этого учитывается количество фактических лет, отработанных специалистом на РЖД.
По-другому такая пенсия называется выплатой за выслугу лет, но она назначается только лицам, трудящимся по особым должностям. Дополнительно железнодорожникам назначаются другие виды льгот и послаблений от государства. Это обусловлено специфическими условиями труда.
Обсудим в статье наиболее важные вопросы: какая пенсия на РЖД, со скольки лет, какие льготы положены бывшим работникам.
Положена ли работникам железной дороги льготная пенсия
Сотрудники железной дороги могут рассчитывать на льготную пенсию за выслугу лет, но предлагается она только по некоторым специальностям. Для этого учитываются специальные списки профессий, закрепленные законодательно.
Льготная пенсия в РФ предлагается мужчинам после достижения 55 лет, а женщинам в 50 лет. В 2021 году такие условия остались без изменений, хотя в 2021 году принята пенсионная реформа, по которой общий пенсионный возраст увеличивается на 5 лет.
Процесс оформления предполагает обращение с письменным заявление в отделение ПФ. Придется доказать оптимальную длительность стажа и работу по нужной должности.
Перечень специальностей
Для получения досрочной пенсии необходимо трудиться по некоторым специальностям, которые связаны с организацией безопасного движения составов по железной дороге. Дополнительно такая привилегия назначается лицам, трудящимся в локомотивной бригаде.
Оформить льготную выплату могут следующие специалисты:
- машинисты тепловоза и их помощники;
- кондукторы составов;
- диспетчеры;
- кочегары;
- дежурные, трудящиеся на станциях РЖД;
- бригадиры монтеров путей;
- механики;
- лица, совершающие осмотр состава перед отправлением;
- иные сотрудники, которые связаны с обеспечением безопасности движения железнодорожного транспорта.
Для женщин длительность стажа для льготной выплаты от государства составляет 10 лет. В течение данного периода нужно трудиться на РЖД, чтобы рассчитывать на досрочную пенсию. Для мужчин длительность увеличивается до 12,5 лет.
Общий стаж, отработанный работницей РЖД, должен превышать 20 лет, а для мужчин срок увеличивается до 25 лет.
Внимание! Для россиян, которые до 1992 года работали в компании не меньше 6 лет и 3 месяцев, могут рассчитывать на уменьшение пенсионного возраста на 2 года для женщин и 2,5 для мужчин.
Обеспечение машинистов
В законе о страховых выплатах для машинистов предусматриваются следующие условия досрочного оформления пенсионного обеспечения.
Критерий | Женщины | Мужчины |
Возраст, лет | 50 | 55 |
Стаж машиниста, лет | 10 | 12,5 |
Общий стаж, лет | 20 | 25 |
Количество баллов | 30 | 30 |
Досрочная пенсия машиниста назначается, если работа осуществлялась в:
- локомотивных бригадах;
- сфере перевозок на ж.д., в том числе управление электровозами и тепловозами;
- обеспечении безопасности на ж.д.;
- сфере проезда в метрополитене;
- обеспечении безопасности в поезде метро;
- управлении грузовыми автомобилями на шахтах, разрезах, рудниках, карьерах.
В отдельную категорию законодательство выделяет женщин-машинисток строительных, дорожных и погрузочно-разгрузочных транспортных средств.
Они могут претендовать на льготное обеспечение при соблюдении следующих условий:
- возраст — 50 лет;
- стаж машиниста — 15 лет;
- стаж общий — 20 лет.
Во сколько машинисты уходят на пенсию? Это зависит от сферы деятельности и пола гражданина.
Возраст выхода на заслуженный отдых
Лица, которые не имеют право на льготы, так как трудятся по обычным специальностям, выходят на отдых по общим условиям. Поэтому для них пенсионный возраст составляет 60 лет для женской половины работников, а для мужчин данное значение увеличено до 65 лет.
Для льготников даже после принятия пенсионной реформы не были изменены правила оформления пенсии за выслугу. Поэтому, как и ранее, они могут подавать документы в 50 (женщины) или 55 (мужчины) лет. Если специалист отработал меньше 10 или 12,5 лет, но больше половины, то возраст пенсионера уменьшается на 2 года для женщин и 2,5 для мужчин.
Досрочная трудовая пенсия по старости железнодорожникам
06.09.: 7124
В зависимости от характера выполняемых работ железнодорожники могут пользоваться пенсионными льготами по нескольким основаниям. Во-первых, это основания, предусмотренные подпунктом 1 пункта 1 статьи 27 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. №173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации». В соответствии с ним трудовая пенсия по старости назначается мужчинам по достижении возраста 50 лет и женщинам по достижении возраста 45 лет, если они проработали соответственно не менее 10 лет и 7 лет 6 месяцев на подземных работах, на работах с вредными условиями труда и в горячих цехах и имеют страховой стаж соответственно не менее 20 и 15 лет.
Таким правом на железнодорожном транспорте пользуются бандажники, заливщики свинцово-оловянистых сплавов, пробивалыцики-продувалыцики труб, слесари по ремонту подвижного состава, занятые на ремонте цистерн из-под этиловой жидкости или занятые на ремонте, заправке и смене клапанов цистерн (Раздел XXI Списка № 1 «Транспорт», подраздел 1).
Второе основание установлено подпунктом 2
пункта 1 статьи 27: мужчины имеют право выйти на пенсию с 55 лет, женщины — с 50 лет, если они проработали на работах с тяжелыми условиями труда соответственно не менее 12 лет 6 месяцев и 10 лет и имеют страховой стаж не менее 25 и 20 лет. Под действие этого подпункта подпадают аппаратчики приготовления химических растворов, кочегары паровозов в депо, промывальщики котлов паровозов и некоторые другие работники (Раздел XXVIII Списка № 2, подраздел 1).
Ну и, наконец, третье основание записано в подпункте 5 пункта 1 статьи 27, где непосредственно упомянуты железнодорожники. Условия назначения пенсии здесь такие же, как и в подпункте 2 пункта 1 статьи 27, однако распространяются они на более широкий круг лиц. Подробный перечень работников, предусмотренных данным подпунктом, содержится в Списке профессий рабочих локомотивных бригад, а также профессий и должностей работников отдельных категорий, непосредственно осуществляющих организацию перевозок и обеспечивающих безопасность движения на железнодорожном транспорте и метрополитене, пользующихся правом на пенсионное обеспечение в соответствии спунктом «д» статьи 12 Закона РСФСР «О государственных пенсиях в РСФСР» утвержден постановлением Правительства Российской Федерации от 24.04.1992 г. № 272, однако действует и в настоящее время.
Списком от 24.04.1992 г. предусмотрены следующие профессии, должности: дежурные по железнодорожным станциям, диспетчеры поездные, кондукторы грузовыхпоездов, кочегары паровозов, машинисты и помощники машинистов паровозов, тепловозов, электровозов, механики рефрижераторных поездов, монтеры пути, осмотрщики вагонов, слесари по ремонту подвижного состава, составители (помощники составителей) поездов и другие.
Следует отметить, что отдельные категории работников, названные в этом Списке, имеют право на пенсионные льготы независимо от отрасли экономики и ведомственной подчиненности. Например, кочегары паровозов, машинисты и помощники машинистов паровозов, тепловозов, электровозов, составители поездов и некоторые другие профессии пользуются правом на досрочную пенсию как на магистральных железных дорогах, так и в цехах железнодорожного транспорта предприятий и организаций.
Для рабочих отдельных профессий предусмотрены дополнительные условия, при соблюдении которых они будут пользоваться правом на досрочную пенсию. Так, электромеханики, электромонтеры контактной сети могут претендовать на пенсионные льготы, если они заняты обслуживанием контактной сети магистральных железных дорог. То есть, право на досрочную пенсию предоставляется им при занятости на конкретных работах (обслуживание контактной сети) и выполнении этих работ на магистральных железных дорогах.
Такие профессии, как осмотрщики вагонов, осмотрщики — ремонтники вагонов, слесари по ремонту подвижного состава, получают право на досрочную пенсию, если заняты на пунктах технического (технического и коммерческого) обслуживания вагонов станций внеклассных, первого и второго классов магистральных железных дорог. Монтерам пути пенсия в связи с особыми условиями труда назначается, если они заняты ремонтом и содержанием искусственных сооружений на магистральных железных дорогах и на участках с интенсивным движением поездов. По данным профессиям необходимо подтвердить занятость на определенных работах (ремонт и содержание искусственных сооружений), в определенных структурных подразделениях или на участках (пункт технического обслуживания вагонов, участки с интенсивным движением поездов), классность станции и отнесение дороги к магистральной.
Магистральные железные дороги — это комплекс сооружений и технических средств общего пользования, предназначенных для перевозки пассажиров и грузов, входящих в систему железных дорог Российской Федерации. Особо интенсивное движение поездов — это размеры движения пассажирских и грузовых поездов (в сумме) по графику на двухпутных участках более 100 пар и на однопутном участке — более 48 пар в сутки. Интенсивное движение — соответственно более 50 пар в сутки.
Железнодорожные станции в зависимости от объема выполняемых работ разделяются на классы: внеклассные, I, II, III, IV и V классов. Классность станции определяется по специальным показателям с учетом интенсивности движения поездов.
Стаж на соответствующих видах работ до регистрации работника в системе обязательного пенсионного страхования (ОПС) подтверждается трудовой книжкой. Вместе с тем, если Списком для досрочного назначения пенсий предусмотрены дополнительные условия (занятость на магистральных железных дорогах, на участках с интенсивным (особо
интенсивным) движением поездов, на станциях определенной классности и т.д.), то в этом случае необходимо представить уточняющую справку. Она выдается предприятием со ссылкой на соответствующие документы, подтверждающие предусмотренные Списком условия (графики движения поездов, приказы начальника отделения железной дороги об отнесении станции к определенной классности, закрепление работника за определенным участком магистральной железной дороги и т.д.).
Периоды работы, протекавшие после регистрации застрахованного лица в системе обязательного пенсионного страхования, подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета. Такие сведения (с указанием особого характера работы) персонально на каждого работника ежегодно предоставляются страхователем (работодателем) в территориальные органы Пенсионного фонда Российской Федерации.
Формирование выплаты
Как и других лиц, пенсия формируется при учете размера зарплаты. Чем больше денег работодатель перечислял за своего работника в ПФ, тем более высокой будет пенсия гражданина. Любой человек может самостоятельно вносить плату для увеличения будущей выплаты. Поэтому учитывается размер взносов, накопленные баллы и стаж труда.
На выплату железнодорожника влияют следующие факторы:
- средний размер заработка;
- регион, в котором трудился гражданин;
- общий стаж труда.
Справка! Работники РЖД могут выбрать корпоративную пенсию, но обычно она меньше государственной.
Другие виды преференций
Сотрудники РЖД могут рассчитывать не только на пенсию, которая назначается на 10 лет раньше, чем у других граждан РФ, но и на другие виды льгот. Такие послабления обусловлены специфическими условиями, при которых приходится трудиться специалистам. Обычно льготы приводятся в коллективном договоре, который подписывают граждане во время трудоустройства.
Количество и виды послаблений зависит от длительности стажа, наличия травм или профессиональных болезней, а также иных заслуг.
Стандартно предлагаются следующие виды преференций:
- при стаже от 20 лет бесплатно выдаются билеты на поезда дальнего следования, а также на пригородные поезда, причем в купе, а также оформить их можно не только на себя, но и на одного несовершеннолетнего ребенка;
- железнодорожник может отказаться от бесплатного билета в плацкарте на совершеннолетнего ребенка от 18 до 24 лет, который учится очно в каком-либо вузе;
- пенсионеру РЖД, которому выдана награда «Почетный железнодорожник» предлагается бесплатный проезд в купе на поезде на расстояние до 200 км;
- бывший работник, обладающий званием героя СССР, РФ или соцтруда, а также являющийся кавалером ордена Славы или Трудовой славы, получает ежемесячную выплату в размере 7,5 тыс. руб.;
- если пенсионер уволен до 2008 года и не получает негосударственную пенсию, то ему предлагается специальная материальная помощь, причем размер выплаты зависит от решения руководства организации, в которой трудился гражданин;
- получение медпомощи в специальных медицинских учреждениях РЖД;
- если требуется дорогостоящее лечение в связи с профессиональным заболеванием или травмой, полученной во время работы, то она полностью компенсируется за счет РЖД;
- если необходима платная медицинская помощь, не связанная с работой, то все равно компенсируются полностью или частично расходы при наличии стажа от 20 лет;
- нуждающиеся сотрудники получают бесплатно бытовое топливо;
- бесплатная установка или ремонт зубных протезов в медицинских учреждениях РЖД;
- на погребение пенсионера РЖД выделяет компенсацию до 6,9 тыс. руб.;
- бесплатная выдача путевок для санаторно-курортного лечения неработающим пенсионерам;
- назначение ежемесячной выплаты для ветеранов ВОВ к 9 мая.
Дополнительно предлагается адресная помощь, которая назначается железнодорожникам, отличившимся во время работы. Она предназначена для поощрения и мотивации, а также выдаются премии, если у сотрудника возникают какие-либо личные проблемы.
Понятие корпоративной пенсии через НПФ «Благосостояние»
НПФ «Благосостояние» — это негосударственное учреждение, специально созданное для формирования пенсии работников РЖД. Если специалист становится участником программы, то он может получать негосударственную пенсию в высоком размере. Сейчас в этом фонде состоит больше 500 тыс. железнодорожников. Некоторые уже получают выплаты из резерва фонда.
Для формирования будущей пенсии некоторая часть отчислений от зарплаты направляется в НПФ, причем специалист самостоятельно выбирает схему начисления накоплений. Если выбираются низкие взносы, то формируется страховая выплата, а сберегательно-страховая передается по наследству, но при учете некоторых лимитов. Сберегательная передается наследникам в любой момент после смерти железнодорожника.
Выдается корпоративная пенсия только после достижения пенсионного возраста. Процесс выплаты средств зависит от правил работы корпоративной системы. Для участия в программе нужно перечислять взносы не меньше 5 лет.
Льготная пенсия для железнодорожников
На данный момент пенсия для железнодорожников ОАО РЖД предоставляется через государственный ПФ. Кроме этого, работники могут принять участие в негосударственном пенсионном страховании через НПФ.
Досрочная пенсия для железнодорожников
Работники ОАО РЖД, как и все прочие, по достижении определенного возраста получают право на выход на пенсию. Досрочно, пенсия для железнодорожников по старости назначается при соблюдении следующих требований:
- Возрастная планка – 50 (женщины), 55 (мужчины) лет. Это минимальный возраст, когда сотрудник РЖД может претендовать на оформление выплаты.
- Мужчины/женщины в РЖД для досрочного ухода на пенсию должны иметь определенное количество лет стажа работником в локомотивной бригаде, в сфере безопасности движения на железной дороге и прочее.
При оформлении выплаты профессия заявителя должна находиться в Перечне профессий, которые дают ему право на досрочный уход на отдых. Перечень достаточно велик:
- дежурные ж/д станций;
- кондукторы;
- диспетчеры;
- бригадиры ремонтных бригад;
- кочегары;
- мастера;
- машинисты и их помощники;
- осмотрщики;
- механики;
- слесари;
- составители и прочие.
Список профессий в сфере железнодорожного транспорта, которые предполагают досрочный выход на отдых, был впервые опубликован в 1956 году и с тех пор не претерпел практически никаких изменений.
Кроме соответствия профессии важно и наличие стажа. Так, для женщин установлен его размер 10 лет, для мужчин-железнодорожников – 12 с половиной лет.
Общий же стаж также важен – минимально необходимый размер его составляет 25 и 20 лет соответственно.
Досрочный выход на отдых возможен и при недостаточном количестве лет спецстажа.
Пенсия для железнодорожников предусмотрена для тех работников, которые до начала 1992 года отработали в сфере РЖД минимум 6 лет и 3 месяца либо 5 лет.
Однако в этом случае уменьшение пенсионного возраста составит не 5 лет как в общем случае, а 2,5 и 2 года соответственно. Более подробно можно посмотреть в пояснениях ПФ.
Корпоративная пенсия для железнодорожников через НПФ «Благосостояние»
Негосударственное обеспечение железнодорожников осуществляется в рамках корпоративной системы обеспечения сотрудников. НПФ «Благосостояние» выступает гарантом для всех работников РЖД, принимающих участие в программе формирования пенсии.
Сегодня уже более 600 тысяч железнодорожников принимают участие в этой корпоративной системе, а почти 300 тысяч – получают пенсию из резерва фонда. Корпоративная пенсия РЖД в прошлом году имела средний размер на уровне 6 тысяч рублей.
Корпоративная пенсия для железнодорожников формируется как двойное отчисление средств от работника ОАО РЖД и работодателя. Часть средств в накопительную часть пенсии удерживается из зарплат, остальное «докладывает» ОАО РЖД. Сотрудники имеют возможность выбрать оптимальную для себя схему накопления части пенсии:
- Страховая схема предлагает осуществлять работникам наиболее низкие взносы. К недостатку можно отнести факт, что такая часть негосударственной выплаты не может переходить по наследству.
- Сберегательно-страховая. Пенсия для железнодорожников может наследоваться, однако не ранее и не позднее установленной даты.
- Страхово-сберегательная. Наследовать средства можно сразу же после назначения негосударственной выплаты, но не до нее.
- Сберегательная. Наследовать средства можно в любой момент.
- Схема 6 предусматривает наследование денег только ближайшим родственником (или несколькими) даже до назначения выплаты.
Накопительная часть пенсии может быть получена после выхода работника РЖД на пенсию после достижения установленного возраста. Важен и размер стажа, в период которого активно осуществлялись взносы, — не менее 5 полных лет. Права на накопленную часть при выборе другого НПФ сохраняются за сотрудником в случае, если новый гарант является партнером РЖД.