Минимальная пенсия в 2021 году: таблица с суммами по всем регионам


ФСД или РСД

Федеральная социальная доплата выплачивается территориальными органами ПФР и устанавливается в случае, если общая сумма денежных выплат неработающему пенсионеру не достигает величины прожиточного минимума пенсионера, установленной в регионе проживания, которая, в свою очередь, не достигает величины прожиточного минимума пенсионера в целом по РФ.

То есть ФСД платят, когда региональный ПМП ниже федерального (жить в регионе дешевле, чем в среднем в России).

Региональная социальная доплата выплачивается органами социальной защиты региона в случае, если прожиточный минимум пенсионера в субъекте РФ выше, чем аналогичный показатель по РФ, а общая сумма денежных выплат неработающему пенсионеру ниже регионального ПМП.

То есть РСД платят, когда региональный ПМП выше федерального (жить в регионе дороже, чем в среднем в России).

Получите доступ к 35 онлайн-курсам для предпринимателей и бухгалтеров. Подключите «Клерк.Премиум». Вы сможете не только проходить курсы, получать сертификаты ИПБ России, но и задавать экспертам «Клерка» неограниченное количество вопросов. Мы ответим в течение дня. Это точно дешевле, чем иметь сторонних консультантов. Сможете собирать вопросы со всех коллег и даже давать им свой логин и пароль, и они тоже смогут задавать вопросы.

Минимальный размер социальной пенсии в 2021 году

Гражданам, у которых недостаточно стажа или по каким-либо причинам отсутствует вообще, назначается минимальная социальная пенсия. Социальная пенсия устанавливается нетрудоспособным лицам, у которых отсутствует право на получение другого вида пенсионного обеспечения. Безусловно, она меньше трудовой, но при этом она может быть разной, так как рассчитывается в индивидуальном порядке.

Но следует учесть, что в конечном итоге сумма пенсионного обеспечения пенсионера не может быть меньше установленного в регионе или в целом по стране размера прожиточного минимума. Иначе пенсионеру будет устанавливаться социальная доплата.

Как считают доход

При подсчете общей суммы материального обеспечения неработающего пенсионера учитываются суммы следующих денежных выплат:

  • пенсий, в том числе в случае отказа пенсионера от получения указанных пенсий;
  • срочной пенсионной выплаты;
  • дополнительного материального (социального) обеспечения;
  • ежемесячной денежной выплаты (включая стоимость набора социальных услуг);
  • иных мер социальной поддержки, установленных законодательством субъектов РФ в денежном выражении (за исключением мер соцподдержки, предоставляемых единовременно).

Кроме того, при подсчете общей суммы материального обеспечения пенсионера учитываются денежные эквиваленты предоставляемых ему мер социальной поддержки по оплате пользования телефоном, жилых помещений и коммунальных услуг, проезда на всех видах пассажирского транспорта, а также денежные компенсации расходов по оплате этих услуг.

Как устанавливается размер социальных пенсий

В сравнении с трудовыми пенсиями, которые представляют собой компенсацию утраченного заработка по причине наступления нетрудоспособности, пенсионное обеспечение социального типа основано на абсолютно другом принципе. Такая пенсия, по сути, является социальным пособием.

Она выплачивается в строго определенных размерах для отдельных категорий граждан и устанавливается государством, основываясь на величину прожиточного минимума.

Российское законодательство разрешает пенсионерам выбрать наиболее выгодный для них вид пенсии – социальную или страховую (трудовую).

Прожиточный минимум и социальная пенсия

Прожиточный минимум пенсионера (ПМП) в Российской Федерации рассчитывается на основании корзины потребителя и данных статистики о размерах потребительских цен на непродовольственные товары и продукты питания. Устанавливается каждый год законом о бюджете страны на соответствующий финансовый год и на плановый период.

Величина ПМП в общем по РФ для определения размера федеральной социальной доплаты к пенсии установлена в размере 9311 рублей на 2021 год.

Минимальный размер пенсии по старости не должен быть ниже размера ПМП, установленного в регионе проживания пенсионера. Но, когда такая ситуация все же возникла, пенсионеру назначаются дополнительные социальные выплаты на такую сумму, чтобы пенсионная выплата уравнялась с региональным прожиточным минимумом. Доплата устанавливается по заявлению гражданина и трудоустроенным пенсионерам эта выплата не полагается.

Детям-инвалидам и детям, получающим пенсию в связи с потерей кормильца, нет необходимости подавать заявление для оформления социальной доплаты к пенсии, так как в этом случае доплата назначается одновременно с назначением соответствующей пенсии (ч. 6 и 7 ст.12.1 Закона N 178-ФЗ).

Размеры социальных доплат к пенсии

Размер социальной доплаты к пенсии зависит от нескольких параметров:

  • величины прожиточного минимума в общем по стране и в соответствующем регионе;
  • места жительства гражданина и времени проживания на определенной местности;
  • общей суммы материального обеспечения.

Согласно Закону N 178-ФЗ «О государственной социальной помощи», если общая сумма материального обеспечения пенсионера меньше установленного в регионе его проживания, который при этом ниже ПМП в общем по России, то гражданину назначат федеральную социальную доплату к пенсии. В случае, когда общая сумма материального обеспечения пенсионера меньше регионального ПМП, превышающего ПМП в общем по Российской федерации, гражданину назначат к пенсии региональную социальную доплату.

При определении общей суммы обеспечения безработного пенсионера считаются все пенсионные выплаты, в том числе стоимость набора социальных услуг, дополнительное материальное обеспечение, осуществляемое ежемесячно, другая социальная помощь, установленная законами региона в денежном выражении, но исключая единовременные меры социальной поддержки.

Следует заметить, что меры соц. поддержки, предоставляемые пенсионеру в натуральной форме, здесь не учитываются. Исключением являются денежные эквиваленты по оплате услуг связи, проезда на общественном транспорте, жилищно-коммунальных услуг.

  • Чтобы подать заявление на оформление федеральной социальной доплаты нужно подойти в Пенсионный фонд.
  • Региональная соцдоплата выплачивается органами Соцзащиты населения региона.

Пример

Пенсионер Иванов А. проживает в Кемеровской области и объем его материального обеспечения в 2021 году составил 7500 рублей в месяц. Второй пенсионер Петров Б. проживает в Хабаровском крае, общая сумма его обеспечения в 2021 году составляет 9100 рублей в месяц. По данным ПФР, на 2021 год установлен федеральный ПМП в размере 8726 рубля, для Кемеровской области — 8347 рублей, для Хабаровского края — 10895 рублей.

Сумма обеспечения для гражданина Иванова А. (7500 руб.) меньше, чем ПМП по Кемеровской и в то же время, региональный ПМП в Кемеровской области меньше, чем федеральный ПМП. Следовательно, гражданину Иванову А. положена федеральная доплата до ПМП региона проживания, в размере 847 рублей.

У пенсионера Петрова Б. сумма обеспечения выше федерального ПМП, но ниже регионального ПМП по Хабаровскому краю, поэтому ему полагается региональная доплата до уровня ПМП в регионе, в размере 1795 рублей.

Индексация социальных пенсий

Статья 25 закона N 166-ФЗ обязывает представителей государственной власти ежегодно индексировать размер пенсии социального типа с учетом темпов роста ПМП в нашей стране за прошедший год. Этот коэффициент устанавливается Правительством РФ.

Основная задача индексации социальных пенсий обусловлена необходимостью компенсировать ее получателям снижение покупательской способности по причине растущей инфляции в стране.

Повышение социальных пенсий в 2021 году

Социальные пенсии в 2021 году были проиндексированы на 6,1% — именно такой индекс был установлен Поставлением Правительства № 270 от 13 марта 2021 г. В связи с этим были увеличены размеры всех видов социальных пенсий, а также выплат по государственному пенсионному обеспечению. Повышение произведено в автоматическом режиме, обращаться в ПФР за получением доплаты не потребовалось.

Проиндексированные суммы пенсий будут выплачиваться теперь до даты следующей индексации, то есть до 1 апреля 2021 года.

Индексация

С 1 января 2021 года страховые пенсии по старости проиндексированы на 6,3 %.

Раньше процесс назначения социальной доплаты происходил так: пенсию индексировали, и если она не дотягивала до ПМП, давали доплату.

С 2021 года правила поменялись. Теперь сначала рассчитывают доплату (до индексации), а потом уже индексируют пенсию и прибавляют к ней рассчитанную доплату. То есть минимальная пенсия всегда будет превышать ПМП. На сколько – зависит от размера пенсии.

Социальные пенсии

Социальные пенсии в современном виде введены в России Законом 1990 года, хотя аналоги такой выплаты имелись и в советском праве социального обеспечения. Социальная пенсия — это государственная пенсия, условия назначения и размеры которой предусмотрены статьями 11 и 18 Федерального закона «О государственном пенсионном обеспечении в РФ».

Понятие социальной пенсии можно вывести из легальных определений, содержащихся в Федеральном законе «О государственном пенсионном обеспечении в РФ». В науке права социального обеспечения предлагается понимать под социальными пенсиями ежемесячные денежные выплаты, финансируемые государством за счет средств федерального бюджета, предоставляемые нетрудоспособным гражданам, круг которых определен на уровне закона, являющиеся основным или одним из основных источников средств существования пенсионеров1. Некоторые ученые более лаконично определяют данную пенсию, указывая на то, что социальная пенсия — «это выплата, служащая источником средств существования для лиц, не имеющих права на иные виды пенсий». С данным понятием социальной пенсии трудно согласиться по двум основаниям: первое, это отсутствие в определении указания на то, что адресатом социальной пенсии являются только нетрудоспособные лица (см. подп.8, п.1 ст.4 Закона о государственном пенсионном обеспечении), а второе — обусловленность права на эту пенсию отсутствием права на иные пенсии (в ст. 11 названного выше закона, закрепляющего условия назначения социальной пенсии нетрудоспособным гражданам, такого условия не предусмотрено).

Следовательно, под социальной пенсией следует понимать ежемесячную денежную выплату, устанавливаемую в фиксированном размере, которая назначается нетрудоспособным лицам, указанным в законе, с целью предоставления им источника средств существования.

Социальные пенсии являются доказательством реализации в отечественной пенсионной системе принципа всеобщности социального обеспечения, гарантирующего каждому, даже не участвовавшему в общественно полезной деятельности, регулярную помощь со стороны государства в случае наступления нетрудоспособности без доказательства нуждаемости в ней. Между тем, в условиях кризисных явлений, связанных с финансированием пенсионной системы, некоторые правоведы ставят вопрос об ограничении доступа к социальным пенсиям. Например, М.Л. Захаров указывает, что: «право на социальную пенсию не абсолютное право. Во многих развитых странах такая пенсия предоставляется тем гражданам, которые нуждаются в социальной поддержке (помощи). В Европе таких стран более 20. Опыт этих стран может быть использован и в России. Предоставлять социальную пенсию тем, кто обеспечен и не нуждается в ней, вряд ли целесообразно».

Рядом специалистов предлагается ввести «ценз оседлости» для получателей социальных пенсий, установив его, например, в размере 10-15 лет постоянного проживания на территории России. Эта идея соответствует практике многих развитых стран, однако, она нанесет удар по стабильности социального мира сотен тысяч наших граждан, которые, лишившись права на пенсию, не смогут легально прокормить себя, являясь, напомним, нетрудоспособными (престарелыми или инвалидами). В этой связи, реализацию данной идеи следует проводить осторожно, увязывая ее со спецификой субъекта (дети-инвалиды, круглые сироты, инвалиды с детства) и основными тенденциями российской миграционной и социальной политики.

Получателей социальных пенсий насчитывается в нашей стране более 2,9 млн. человек. Среди них преобладают дети-инвалиды и взрослые граждане, инвалидность которых наступила в детстве.

Право на социальную пенсию имеют постоянно проживающие в Российской Федерации:

  1. инвалиды I, II и III группы, в том числе инвалиды с детства;
  2. дети-инвалиды;
  3. дети в возрасте до 18 лет, а также старше этого возраста, обучающиеся по очной форме в образовательных учреждениях всех типов и видов независимо от их организационно-правовой формы, за исключением образовательных учреждений дополнительного образования, до окончания ими такого обучения, но не дольше чем до достижения ими возраста 23 лет, потерявшие одного или обоих родителей, и дети умершей одинокой матери;
  4. граждане из числа малочисленных народов Севера, достигшие возраста 55 и 50 лет (соответственно мужчины и женщины);
  5. граждане, достигшие возраста 65 и 60 лет (соответственно мужчины и женщины).

Социальная пенсия может быть трех видов, в зависимости от основного юридического факта, влияющего на нетрудоспособность пенсионера.

Вышеуказанным инвалидам устанавливается социальная пенсия по инвалидности.

Вышеуказанным детям, потерявшим одного или обоих родителей, и детям умершей одинокой матери устанавливается социальная пенсия по случаю потери кормильца.

Лицам, достигшим указанного в законе возраста, устанавливается социальная пенсия по старости.

Следует учитывать, что социальная пенсия по старости (гражданам, достигшим возраста 65 и 60 лет — соответственно мужчинам и женщинам), не выплачивается в период выполнения работы и (или) иной деятельности, когда они подлежат обязательному пенсионному страхованию в соответствии с Федеральным законом «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации».

Условия назначения социальных пенсий более жесткие, чем условия назначения страховых пенсий, а также пенсий по государственному пенсионному обеспечению1. В частности, право на назначение социальных пенсий имеется только у лиц, постоянно проживающих в Российской Федерации. Круг лиц, имеющих право на социальную пенсию по случаю потери кормильца, не совпадает с кругом лиц, имеющих право на страховую пенсию по случаю потери кормильца и т.д.

Статья 18 Федерального закона «О государственном пенсионном обеспечении в РФ» устанавливает размер социальной пенсии нетрудоспособных граждан дифференцированно.

Социальная пенсия нетрудоспособным гражданам назначается в следующем размере (с 01.04.2016 г., в дальнейшем указанные суммы подлежат ежегодной индексации):

1) гражданам из числа малочисленных народов Севера, достигшим возраста 55 и 50 лет (соответственно мужчины и женщины), гражданам, достигшим возраста 65 и 60 лет (соответственно мужчины и женщины), инвалидам II группы (за исключением инвалидов с детства), детям в возрасте до 18 лет, а также старше этого возраста, обучающимся по очной форме в образовательных учреждениях всех типов и видов независимо от их организационно-правовой формы, за исключением образовательных учреждений дополнительного образования, до окончания ими такого обучения, но не дольше чем до достижения ими возраста 23 лет, потерявшим одного из родителей, — 8562 руб. в месяц; инвалидам с детства I группы и детям-инвалидам — 11903.51 руб. в месяц;

2) инвалидам I группы, инвалидам с детства II группы, детям в возрасте до 18 лет, а также старше этого возраста, обучающимся по очной форме в образовательных учреждениях всех типов и видов независимо от их организационно-правовой формы, за исключением образовательных учреждений дополнительного образования, до окончания ими такого обучения, но не дольше чем до достижения ими возраста 23 лет, потерявшим обоих родителей (детям умершей одинокой матери), -9919,73 руб. в месяц;

4)инвалидам III группы — 4215,90 руб. в месяц. Размеры пенсий для граждан, проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, в районах с тяжелыми климатическими условиями, требующих дополнительных материальных и физиологических затрат проживающих там граждан, определяемых Правительством Российской Федерации, увеличиваются на соответствующий районный коэффициент, устанавливаемый Правительством Российской Федерации в зависимости от района (местности) проживания, на весь период проживания указанных граждан в указанных районах (местностях).

При выезде граждан из этих районов (местностей) на новое постоянное место жительства размер пенсии определяется без учета районного коэффициента. Размер социальной пенсии по старости граждан, достигших возраста 65 и 60 лет (соответственно мужчины и женщины), являвшихся получателями страховой пенсии по инвалидности, не может быть менее размера страховой пенсии по инвалидности, который был установлен указанным гражданам по состоянию на день, с которого им была прекращена выплата указанной страховой пенсии по инвалидности в связи с достижением данного возраста.

Сколько платят

Мы подготовили для вас таблицу, в которой представлен размер прожиточного минимума пенсионера за 2021 год, а также (для сравнения) его прошлогодний и позапрошлогодний размер.

Самый крутой бухгалтерский канал в Телеге. Ведут редакторы «Клерка». Главные новости, мануалы для бухгалтеров, без воды и рекламы. Плюс сливаем регистрации на бесплатные вебинары. Присоединяйтесь.

Из таблицы вы увидите, на сколько вырос прожиточный минимум пенсионера в вашем регионе за 1 год (с 2021 до 2021) и за 2 года (с 2019 до 2021).

Наименование субъекта РФ ПМП в 2021 году ПМП в 2021 году ПМП в в 2021 году ПМП в 2021 году Прирост ПМП за 1 год (с 2021 до 2021) Прирост ПМП за 2 года (с 2021 до 2021)
В целом по России 10 022 9 311 8 846 8 726 711 1 176
Центральный федеральный округ
Белгородская область 8 659 8 016 8 016 8 016 643 643
Брянская область 9 860 9 120 8 523 8 441 740 1 337
Владимирская область 9 800 9 077 8 526 8 452 723 1 274
Воронежская область 9 020 8 750 8 750 8 620 270 270
Ивановская область 9 521 8 978 8 576 8 460 543 945
Калужская область 10 002 9 303 8 708 8 547 699 1 294
Костромская область 9 734 8 967 8 630 8 549 767 1104
Курская область 9 144 8 600 8 600 8 600 544 544
Липецкая область 8 811 8 620 8 620 8 620 191 191
Орловская область 9 409 8 744 8 730 8 550 665 679
Рязанская область 9 321 8 694 8 568 8 493 627 753
Смоленская область 9 782 9 460 8 825 8 674 322 957
Тамбовская область 9 396 8 241 7 811 7 489 1 155 1 585
Тверская область 9 875 9 302 8 846 8 726 573 1 029
Тульская область 9 997 9 310 8 658 8 622 687 1 339
Ярославская область 9 231 8 646 8 163 8 163 585 1 068
Москва 13 496 12 578 12 115 11 816 918 1 381
Московская область 10 648 9 908 9 908 9 527 740 740
Северо-Западный федеральный округ
Республика Карелия 12 783 11 840 8 846 8 726 943 3 937
Республика Коми 12 645 11 534 10 742 10 192 1 111 1 903
Архангельская область 12 014 10 955 10 258 10 258 1 059 1 756
Ненецкий а.о. 19 353 17 956 17 956 17 956 1 397 1 397
Вологодская область 10 221 9 572 8 846 8 726 649 1 375
Калининградская область 10 378 9 658 8 846 8 726 720 1 532
г. Санкт-Петербург 10 280 9 514 8 846 8 726 766 1 434
Ленинградская область 10 359 9 247 8 846 8 726 1 112 1 513
Мурманская область 15 873 14 354 12 674 12 523 1 519 3 199
Новгородская область 10 096 9 423 8 846 8 726 673 1 250
Псковская область 10 113 9 529 8 806 8 726 584 1 307
Северо-Кавказский федеральный округ
Республика Дагестан 9 020 8 680 8 680 8 680 340 340
Республика Ингушетия 9 020 8 846 8 846 8 726 174 174
Кабардино-Балкарская Республика 10 198 9 598 8 846 8 726 600 1 352
Карачаево-Черкесская Республика 9 020 8 846 8 846 8 618 174 174
Республика Северная Осетия-Алания 9 100 8 455 8 455 8 064 645 645
Чеченская Республика 10 020 9 035 8 735 8 719 985 1 285
Ставропольский край 8 646 8 297 8 297 8 135 349 349
Южный федеральный округ
Республика Адыгея 8 540 8 138 8 138 8 138 402 402
Республика Калмыкия 8 973 8 242 8 081 7 755 731 892
Краснодарский край 9 922 9 258 8 657 8 537 664 1 265
Астраханская область 9 621 8 969 8 352 7 961 652 1 269
Волгоградская область 9 020 8 569 8 569 8 535 451 451
Ростовская область 9 445 8 736 8 488 8 488 709 957
Республика Крым 9 546 8 912 8 370 8 530 634 1 176
г. Севастополь 9 862 9 597 8 842 8 722 265 1 020
Приволжский федеральный округ
Республика Башкортостан 9 605 8 645 8 645 8 320 960 960
Республика Марий Эл 8 719 8 380 8 191 8 036 339 528
Республика Мордовия 9 020 8 522 8 522 8 194 498 498
Республика Татарстан 9 423 8 232 8 232 8 232 1 191 1 191
Удмуртская Республика 8 917 8 502 8 502 8 502 415 415
Чувашская Республика 8 466 7 953 7 953 7 953 513 513
Кировская область 9 348 8 511 8 474 8 474 837 874
Нижегородская область 9 360 8 689 8 102 8 100 671 1 258
Оренбургская область 9 020 8 252 8 252 8 059 768 768
Пензенская область 9 020 8 404 8 404 7 861 616 616
Пермский край 9 613 8 777 8 539 8 503 836 1 074
Самарская область 9 320 8 690 8 413 8 413 630 907
Саратовская область 8 566 8 278 8 278 7 990 288 288
Ульяновская область 9 247 8 574 8 474 8 474 673 773
Уральский федеральный округ
Курганская область 9 248 8 750 8 750 8 630 498 498
Свердловская область 9 521 9 311 8 846 8 726 210 675
Тюменская область 9 958 9 250 8 846 8 726 708 1 112
Челябинская область 9 794 8 691 8 691 8 586 1 103 1 103
Ханты-Мансийский а.о.-Югра 14 044 12 730 12 176 11 708 1 314 1 868
Ямало-Ненецкий а.о. 14 033 13 510 13 425 13 425 523 608
Сибирский федеральный округ
Республика Алтай 9 539 8 753 8 712 8 594 786 827
Республика Тыва 9 485 8 846 8846 8 726 639 639
Республика Хакасия 9 986 8 975 8 782 8 543 1 011 1 204
Алтайский край 9 573 8 894 8 669 8 543 679 904
Красноярский край 10 963 10 039 8 846 8 726 1 828 3 945
Иркутская область 10 540 9 497 8 841 8 723 1 043 1 699
Кемеровская область 9 147 8 387 8 387 8 347 760 760
Новосибирская область 10 378 9 487 8 814 8 725 891 1 564
Омская область 8 932 8 480 8 480 8 480 452 452
Томская область 10 436 9 546 8 795 8 561 890 1 641
Дальневосточный федеральный округ
Республика Бурятия 10 372 9 207 8 846 8 726 1 165 1 526
Республика Саха (Якутия) 15 438 14 076 13 951 13 951 1 362 1 487
Приморский край 12 119 10 775 9 988 9 151 1 344 2 131
Хабаровский край 13 205 11 799 10 895 10 895 1 406 2 310
Амурская область 11 272 10 018 8 846 8 726 1 254 2 426
Забайкальский край 11 256 9 829 8 846 8 726 1 427 2 410
Камчатский край 18 148 16 756 16 543 16 543 1 392 1 605
Магаданская область 17 560 15 943 15 460 15 460 1 617 2 100
Сахалинская область 13 604 12 333 12 333 12 333 1 271 1 271
Еврейская авт.обл. 13 526 11 709 9 166 9 013 1 817 4 360
Чукотский а.о. 19 312 19 000 19 000 19 000 312 312
г. Байконур 10 022 9 311 8 846 8 726 711 1 176

Кому сколько прибавили

В этом году впервые за несколько лет абсолютно во всех регионах ПМП вырос. Нет ни одного региона, где бы ПМП сохранился на уровне прошлого года, или того хуже (что тоже бывало) – сократился.

Даже в тех регионах, где ранее ПМП стоял на месте годами, в 2021 году этот показатель подрос.

Больше всего прожиточный минимум пенсионера за год вырос в Красноярском крае (+ 1 878 руб.), Еврейской А.О. (+ 1 817 руб.), Магаданской области (+ 1 617 руб.)

Самый маленький прирост наблюдается в Ингушетии (+ 174 руб.), Карачаево-Черкессии (+ 174 руб.), Липецкой области (+ 191 руб.)

Самый высокий ПМП на 2021 год установлен в Чукотском А. О (19 312 руб.), Камчатском крае (18 148 руб.), Мурманской области (15 873 руб). Самый низкий ПМП – в Чувашской Республике (8 466 руб.), Саратовской области (8 566 руб.), Ставропольском крае (8 646 руб.).

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]