Что это такое
Официальное определение специального стажа для назначения пенсии приводится в ст. 27 ФЗ «О трудовых пенсиях». Он начисляется при работе во вредных условиях, которые негативно влияют на состояние здоровья наемного специалиста. Дополнительно сюда входит труд с интенсивными нагрузками. Чтобы человек смог рассчитывать на досрочную пенсию на основании специального стажа, должны удовлетворяться некоторые условия.
К ним относится:
- конкретная продолжительность работы в сложных условиях;
- наличие документов, которые подтверждают, что гражданин трудился при нужных условиях.
Внимание! По ПП №1015 требуется именно официальная документация работы, поэтому другие виды свидетельства не рассматриваются.
Особенностью специального стажа является то, что он относится к периодам труда при особых условиях. При этом не учитывается, какое количество страховых взносов уплачивалось работодателем за наемного работника.
Стаж специального типа
Нельзя не обратить внимания на такое понятие, как специальный трудовой стаж. Он имеет место в России. В официальных документах он не употребляется. Тем не менее, при назначении пенсии подобная разновидность продолжительности ведения трудовой деятельности все равно используется.
Определение «специальный трудовой стаж» указывает на то, что данный термин характеризует период работы в конкретной отрасли, на какой-нибудь установленной государством должности. Перечень возможных работ строго ограничен. Поэтому специальный трудовой стаж встречается далеко не у всех граждан.
Правила расчета отработанных лет
Для определения длительности специального стажа рассчитывается общее число дней выработки. Для получения ранней пенсии необходимо трудиться на Крайнем Севере или при опасных условиях.
Если при таких условиях трудится женщина и у нее обнаруживается беременность, то она переводится на безопасный труд, но при этом весь период засчитывается в качестве специального стажа.
Чтобы правильно выполнить расчет, учитываются специальные списки, утвержденные Правительством РФ, а также имеющиеся в положениях ФЗ №400.
Во время расчета учитываются правила:
- пенсионный возраст снижается на период от 5 до 10 лет;
- обычно для женщин предлагаются более лояльные условия;
- для некоторых должностей предусматриваются особые правила влияния спецстажа на снижение пенсионного возраста;
- чтобы подтвердить вредность труда, необходимо ориентироваться на результаты специальной оценки, которая проводится ежегодно после 2012 года;
- огромное влияние на стаж оказывает работа, которая осуществляется на Крайнем Севере или иных районах, приравниваемых к северным условиям.
До принятия ФЗ №400 в 2013 году применялись немного другие правила расчета спецстажа, которые по-прежнему используются при определении актуального пенсионного возраста.
Исчисление специального страхового стажа: как определяется
При расчете длительности специального страхового стажа будут учтены следующие периоды осуществления трудовой деятельности:
- работа творческой направленности, осуществляемая в гос. учреждениях;
- работа в государственных или муниципальных медицинских центрах;
- преподавательская деятельность по детскому профилю в муниципальных и государственных учреждениях;
- работа геологом, топографом и т.п. в составе различных экспедиций при изысканиях;
- работа водителем грузового ТС при добыче полезных ископаемых (на карьерах, разрезах, рудниках, шахтах и т.д.);
- осуществление работ в метрополитене или на железнодорожных путях;
- в тяжелых условиях под воздействием определенных факторов (высоких температур, давления, излучения, громкого звука, вибрации и т.д.).
Когда пенсия назначается по спецстажу
В ФЗ №400 приводятся основные виды деятельности, при которых начисляется специальный стаж.
К ним относится работа:
- в горячих цехах;
- под землей;
- в тяжелых условиях;
- на лесозаготовке или лесосплавах;
- на судах дальнего плавания;
- на грузовых автомобилях или железной дороге;
- в противопожарных службах и др.
Важно! В стаж не включается время, когда человек учился в ординатуре.
Включаются в спецстаж следующие периоды:
- временной нетрудоспособности;
- декретный отпуск;
- простоя по вине работодателя.
Если человек трудился при сельских и городских условиях, то формируется смешанный стаж. Если работа осуществляется в селе, то за 1 год труда начисляется стаж 1 год и 3 месяца. Для медицинских сотрудников во время расчета применяется особый поправочный коэффициент.
Например, для хирургов, травматологов и офтальмологов, работающих в хирургических отделениях, один год приравнивается к 1 году и 6 месяцев. Такие же условия предлагаются лицам, трудящимся в реанимации. Во время подсчета стажа медицинских сотрудников, учитываются положения многочисленных нормативных актов, которые могут быть не только федеральными, но и региональными.
Общие условия
На общих основаниях спецстаж начисляется, если гражданин работает по определенной профессии или должности, которая включена в список ФЗ №400. При этом к каждому специалисту предъявляются определенные требования, которые должны подтверждаться официальными документами.
Работа на Севере
Люди, которые для работы выбирают северные субъекты РФ, трудятся при сложных условиях, поэтому могут рассчитывать на разные преференции от государства. К ним относится и ранняя .
С 2008 года увеличилось количество областей и городов, которые считаются приравненными к Крайнему Северу. Если человек работал в этих субъектах до 2008 года, то полученный стаж не будет считаться специальным, а уже после 2008 года применяются новые правила расчета.
Последние корректировки внесены нормативными актами 2012 года, поэтому перед началом расчета рекомендуется изучить актуальные данные.
По выслуге лет
Благодаря спецстажу у граждан появляется право воспользоваться выслугой лет, чтобы раньше положенного срока уйти на заслуженный отдых. При этом учитывается не возраст человека, а нужное число лет стажа.
Данное положение важно для военных, так как во время несения службы за них не перечисляются средства в ПФ, но их стаж учитывается для расчета будущей пенсии, а также предлагается льгота по выслуге. На такие послабления могут рассчитывать не только военнослужащие, но и государственные служащие, горняки или лица, чья работа приравнивается к военной деятельности.
Требуется получить стаж от 25 лет, а для госслужащих, относящихся к федеральному уровню, данный период снижается до 15 лет. Местными нормативными актами применяются во время расчета поправочные коэффициенты.
Другие ситуации
Иногда в стаж включаются не только периоды непосредственной работы, когда за человека работодатель перечислял средства в ПФ, но и другие периоды. К ним относится получение образования в области медицины или педагогики. Дополнительно сюда входит период военной службы.
Внимание! Специальный стаж не только позволяет раньше выйти на отдых, но и воспользоваться другими преференциями и льготами.
Кому начисляется стаж специального характера
А кто имеет на него право? Как уже было сказано, лишь ограниченная деятельность подпадает под характеристику специальной. Поэтому не у всех встречается подобный опыт работы. Он не так часто встречается на практике.
На сегодняшний день специальный трудовой стаж работы будет начисляться следующим гражданам:
- людям, работающим в особых условиях труда (в том числе при инвалидности 1 или 2 группы, полученной из-за ведения той или иной деятельности);
- трудящимся в горячих цехах;
- тем, кто занят подземными работами;
- людям, имеющим льготы в связи с выслугой лет (сотрудникам вооруженных сил, педагогам, врачам и так далее).
Больше никто не имеет право на подобный тип стажа работы. Не трудно догадаться, что чаще всего на практике встречаются пенсионеры с выслугой лет.
Когда нужно оформлять
Сказать точно, когда человек сможет оформить пенсию, невозможно, так как он может начать работу при сложных условиях в разном возрасте. При этом учитываются списки профессий, которые регулярно изменяются и дополняются федеральными нормативными актами.
Поэтому учитываются следующие правила:
- если женщина работала при особо тяжелых и опасных условиях, то она сможет уйти на отдых в 45 лет, но для этого нужен стаж от 15 лет, причем из этих 15 лет не меньше 7,5 нужно проработать на опасном производстве;
- если при таких условиях работает мужчина, то для него выход на пенсию возможен с 50 лет при стаже от 20 лет, причем 10 лет требуется специального стажа;
- если работа осуществляется в просто опасных условиях, то женщины уходят на пенсию в 50 лет со стажем от 20 лет, а мужчины в 55 лет, причем стаж для них должен составлять 25 лет.
Полный список профессий и условий можно изучить на сайте Правительства РФ, причем регулярно вносятся изменения и дополнения.
Для каждой профессии устанавливаются собственные нюансы. Например, медицинские работники, которые трудятся в селе, могут рассчитывать на пенсионную выплату от государства через 25 лет после трудоустройства. Если же работа осуществляется в городе, то требуется стаж от 30 лет. При этом для хирургов и некоторых других врачей предлагаются специальные коэффициенты.
Если претендует на раннюю пенсию педагог, то учитывается не только работа по профессии, но и обучение в аспирантуре, а также занятие других должностей в образовательной сфере.
Специальный трудовой стаж
Специальный трудовой стаж в отличие от специального страхового стажа — это суммарная продолжительность определенной деятельности, связанной в основном с различными видами государственной службы.
Так, он необходим для назначения пенсии за выслугу лет военнослужащим и приравненным к ним категориям служащих, космонавтам, летчикам-испытателям, федеральным государственным гражданским служащим. Продолжительность специального трудового стажа учитывается при присвоении звания ветерана военной и государственной службы.
В наибольшей степени роль специального трудового стажа проявляется в пенсионном обеспечении. С этим видом стажа связан отдельный самостоятельный вид пенсии — пенсия за выслугу лет, которая назначается военнослужащим, проходившим военную службу по контракту, служащим правоохранительных органов, федеральным государственным гражданским служащим, гражданам из числа космонавтов, работникам летно-испытательного состава. Специальный трудовой стаж для назначения указанной пенсии (за исключением государственных гражданских служащих) называется выслугой лет.
У федеральных государственных гражданских служащих специальный страховой стаж называется «стаж государственной гражданской службы» (см. параграф 1 настоящей главы). В стаж государственной гражданской службы для назначения пенсии за выслугу лет включаются периоды службы (работы) в должностях федеральной государственной гражданской службы и других должностях, определяемых Президентом РФ. Порядок учета этих периодов устанавливает Правительство РФ.
Относительно понятия такой разновидности специального трудового стажа, как выслуга лет, следует отметить, что он связан не только с государственной службой, но и с выполнением отдельных видов работ. В частности, с определенной продолжительностью выслуги лет связано право на пенсию за выслугу лет граждан из числа космонавтов и работников летно-испытательного состава.
Поскольку пенсии за выслугу лет назначаются всем военнослужащим и служащим правоохранительных органов, для каждой из этих категорий служащих (в зависимости от вида службы, ведомственной принадлежности, специфики прохождения государственной службы) Правительством РФ утверждаются положения, определяющие периоды, включаемые в выслугу.
В отдельных случаях наличие специального трудового стажа позволяет определить права граждан на другие виды социального обеспечения. Одним из них являются жилищные субсидии для граждан, выезжающих из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей. Для предоставления жилищной субсидии и определения ее размера необходим стаж работы в указанных районах и местностях. В отличие от специального страхового стажа, с учетом которого назначается досрочная пенсия по старости в связи с длительной работой в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, при предоставлении жилищной субсидии принципиальным является не уплата страховых взносов в Пенсионный фонд РФ, а именно продолжительность работы в северных территориях. В связи с этим требуемый стаж может быть отнесен к разновидности специального трудового стажа, тем более что в нем могут учитываться периоды, не включаемые в страховой стаж. В частности, для предоставления жилищных субсидий может учитываться не только продолжительность работы в указанных районах и местностях, но и в определенных случаях — продолжительность проживания там.
К специальному трудовому стажу можно отнести стаж, с учетом которого осуществляется присвоение званий «Ветеран военной службы» и «Ветеран государственной службы». Так, ветеранами военной службы являются военнослужащие, награжденные орденами или медалями, либо удостоенные почетных званий СССР или Российской Федерации, либо награжденные ведомственными знаками отличия, при условии, что общая продолжительность военной службы составляет 20 лет и более. Для получения звания ветерана государственной службы также необходимо иметь стаж работы или выслугу лет на государственных должностях, работа в которых засчитывается в стаж государственной службы.
Таким образом, специальный трудовой стаж в основном связан со всеми тремя видами государственной службы. На его основе определяется право на пенсионное обеспечение за выслугу лет. Продолжительность специального трудового стажа влияет на размер данной пенсии. В отдельных случаях со специальным трудовым стажем связывается право на некоторые иные виды социального обеспечения.
Документы для подтверждения
При оформлении досрочной пенсии необходимо подготовить доказательства наличия специального стажа.
Для этого используются следующие виды документов:
- трудовая книжка, предназначенная для фиксации всех мест трудоустройства гражданина;
- счета на перевод зарплаты, которые могут заменяться платежными ведомостями;
- трудовые соглашения, составляемые и подписываемые с работодателями;
- выписки, сделанные из приказов руководства разных организаций;
- справки из учреждений, которые содержат сведения о сроках работы, занимаемой должности и иные актуальные данные.
Необходимость получения справок и других документов возникает, если у сотрудников ПФ по разным причинам отсутствует сведения обо всех местах трудоустройства гражданина, претендующего на раннюю пенсию. Поэтому если предварительно гражданин получает отказ в назначении выплаты, то ему придется в течение 5 дней собрать нужную документацию.
Если организации, в которых работал гражданин, уже закрыты, то придется пользоваться услугами архива. Справки должны содержать сведения не только о периодах работы и наименовании организаций, но и о занимаемой должности, а также об опасных или тяжелых условиях, при которых исполнялись трудовые обязанности. С помощью этих документов подтверждается, что работа действительно была опасной и тяжелой. Для этого могут использоваться должностные инструкции и трудовые соглашения.
Если компания, где трудился гражданин, не было официальным предприятием, на котором фиксировались особые условия, то такой стаж не считается специальным. При этом не учитываются даже свидетельские показания других работников.
Что входит в специальный стаж
Исчисление продолжительности производится следующим образом. В расчет берутся интервалы работы, выполняемой в течение дня. Интервалы учитываются в календарном порядке. Включается время, когда гражданин получал пособие по временной нетрудоспособности, ежегодные и дополнительные отпуска.
Исключаются периоды:
- невыход по вине сотрудника;
- работник не прошел проверку знаний охраны труда;
- отстранен от работы по состоянию здоровья;
- сотрудник не прошел обязательный медосмотр;
- отстранение по требованию должностных лиц;
- простой.
Правила расчета введены постановлением Правительства РФ No 1015 от 02.10.2014: 30 смен работы принимаются за месяц, 12 месяцев — за год.
Исчисление специального страхового стажа: особые должности и профессии
Четких критериев, по которым можно с точностью сказать, что профессия или должность является “вредной”, не существует. Однако, закон предписывает ориентироваться на следующие показатели:
- характер выполняемых работ;
- условия производства, связанные с пребыванием под воздействием вредных и опасных для жизни и здоровья факторов;
- служба в противопожарном ведомстве;
- служба в системе исполнения наказаний;
- педагогическая деятельность;
- работа в леченых учреждениях;
- выполнение работ на предприятии, расположенном на Крайнем Севере или схожих местностях.
Специальный стаж и выслуга лет
Страницы: 1
СОДЕРЖАНИЕ
Введение
Глава 1. Понятие и значение трудового стажа
1. Понятие трудового стажа в сфере социального обеспечения
2. Значение трудового стажа в системе пенсионного обеспечения
Глава 2. Понятие и значение специального стажа в праве социального обеспечения
1. Характеристика специального стажа в праве социального обеспечения
2 Особенности применения специального стажа
Глава 3. Характеристика субъектов, имеющих право на пенсионное обеспечение за выслугу лет
1.Выслуга лет и её характеристика
2.Краткая характеристика субъектов, имеющих право на пенсионное обеспечение за выслугу лет.
3. Порядок назначения и выплаты пенсии за выслугу лет военнослужащим
Заключение
Библиографический список
Введение
Актуальность темы дипломной работы: Определённые условия труда имеют большое значение при начислении пенсии. Несмотря на реформирование системы социального обеспечения, они по-прежнему создают предпосылки для начисления льгот. В частности, такие преференции сохранились при наличии специального трудового стажа.
Согласно Конституции Российской Федерации, наша страна провозглашена социальным государством, в которой каждому гарантируется право на социальное и пенсионное обеспечение.
Одним из важных вопросов нашего государства является пенсионная реформа, в рамках которой руководством страны прилагается масса усилий, чтобы создать эффективную систему достойного обеспечения граждан. Одним из препятствий к реализации намерений руководства страны на этом этапе является то, что пенсионная система переживает переходный период, сопряжённый с необходимостью обеспечить пенсионное обеспечение за счёт колоссальных бюджетных вливаний, так как нынешние пенсионеры не могут быть полностью обеспечены за счёт страховых взносов. И в этой ситуации особенно остро стоит вопрос об учёте специального трудового стажа, который как правовая категория вообще исключён из законодательства.
Однако на переходный период право на применение специального трудового стажа сохранено, но правовое регулирование данного вопроса представляет достаточную сложность, так как нормы права, регламентирующие порядок и основания применения специального трудового стажа, содержится в большом количестве нормативных актов.
Поэтому тема рассмотрения вопросов правового регулирования специального трудового стажа и выслуги тел являются актуальными.
Цель данной дипломной работы – исследовать специальный стаж и выслугу лет в праве социального обеспечения.
Объектом дипломного исследования является правовое регулирование специального трудового стажа и выслуги лет.
Предметом исследования являются понятие и юридическое значение специального стажа, выслуги лет порядок исчисления и подтверждения.
Исходя из поставленной цели, задачами исследования являются:
Во-первых, проанализировать понятие и значение специального стажа, выслуги лет вправе социального обеспечения;
Во-вторых, изучить порядок исчисления специального стажа и выслуги лет в праве социального обеспечения;
В-третьих, рассмотреть порядок подтверждения специального стажа на практике;
В-четвёртых, подвести итоги по проделанному исследованию.
Нужно отметить, что в юридической литературе вопросам специального трудового стажа внимание уделяется недостаточно. Поэтому данная работа состоит из анализа нормативных актов, регламентирующих порядок применения специального трудового стажа, а также была изучена учебная литература по праву социального обеспечения.
Методологическую основу исследования составляет система общих и специальных методов научного познания, выбор которых обусловлен особенностями объекта, предмета, цели и задач исследования
Методологической основой дипломной работы являются: диалектический метод, в рамках которого применялись такие обще логические приёмы, как анализ, синтез, сравнение, аналогия. Кроме того, использовались специально – юридические методы: системный, сравнительно – правовой, юридической статистики.
Научно-теоретической основой для проведения исследования стали труды таких учёных — юристов в области трудового права и права социального обеспечения, как: Гинцбурга Л.Я., Додонова В. Н., Батыгина К., Братчикова Н.В., Захарова М. Л., Тучковой Э. Г., Платоновой Н. М., Гусова К.Н. Платонова Н. М., Нестерова Г. Ф. и других авторов, исследующих рассматриваемую в данной работе тематику.
Эмпирическую базу работы составляют Конституция РФ, международно-правовые акты, в частности конвенции и рекомендации Международной организации труда, акты зарубежных стран, законы РФ, а также другие нормативно-правовые акты и материалы судебной практики. Научная новизна полученных результатов.
Структура дипломной работы обусловлена спецификой объекта анализа и логикой исследования, следует из поставленной цели и соответствующих главных задач, необходимых для достижения цели. Cтруктурно-логическая схема исследования выглядит в виде трех глав, которые объедены семью параграфами, заключением и биографическим списком. В первой главе «Понятие и значение трудового стажа» будут рассмотрены понятие термина «трудовой стаж» и его значение в праве социального обеспечения. , во второй главе «Понятие и значение специального стажа в праве социального обеспечения» будет рассмотрен порядок исчисления специального стажа. Третья глава «Характеристика субъектов, имеющих право на пенсионное обеспечение за выслугу лет» будет посвящена характеристика термина «выслуга лет» и определение категорий граждан, имеющие право на пенсию за выслугу лет и условия ее назначения.
Глава 1. Понятие трудового стажа и его значение
Классификация и понятие трудового стажа в сфере социального обеспечения
Конституция Российской Федерации от 12 декабря 1993 г. на законодательном уровне закрепляет право на свободное распоряжение своими способностями к труду, право на выбор профессии и рода деятельности, а также права на социальное обеспечение при достижении пенсионного возраста, в случае инвалидности, болезни или потери кормильца. Однако, для того чтобы получить большинство из перечисленных видов социального обеспечения наличие одного факта наступления события, именуемого социальным риском, будет недостаточно. Достаточно часто одним из важнейших оснований для предоставления того или иного вида социального обеспечения является стаж.
Стаж – это продолжительность какой-либо деятельности или других указанных в законе периодов, с которыми связываются определённые правовые последствия. В понятии стажа ключевое значение имеет фактор времени. Стаж — это суммарная продолжительность: трудовой деятельности; иной общественно полезной деятельности; других указанных в законе периодов, с которыми связаны определённые правовые последствия, предусмотренные нормами права социального обеспечения. В научной и учебной литературе выделяют следующие виды стажа: трудовой, который подразделяется на общий трудовой стаж и специальный трудовой стаж; страховой стаж, подразделяемый также на общий страховой стаж и специальный страховой стаж.
Трудовой стаж в наиболее общем виде определяется как «время трудовой деятельности работника», его жизнь в труде. Это определение полностью не раскрывает правовое содержание и целевое назначение понятия. Поэтому предлагается конкретизировать это определение, указав дополнительные признаки, имеющие юридические признаки. В связи с этим можно определить, что под трудовым стажем понимается суммарная продолжительность трудовой деятельности (работы, учёбы) и иной общественно полезной деятельности, как оплачиваемой, так и не оплачиваемой, учитываемых при определении права граждан на пенсионное обеспечение.В праве же социального обеспечения можно дать такое общее понятие трудового стажа – это юридический факт (время работы и иной деятельности), с которым законодатель связывает наступление правовых последствий в виде трудовой пенсии, пенсии по выслуге лет, пособию по нетрудоспособности и т.д.
Определение трудового стажа даётся в Федеральном законе от 15 декабря 2001 г. №166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации». Трудовой стаж — это учитываемая при определении права на отдельные виды пенсий по государственному пенсионному обеспечению суммарная продолжительность периодов работы и иной деятельности, которые засчитываются в страховой стаж для получения пенсии, предусмотренной Федеральным законом «О трудовых пенсиях в РФ». Трудовой стаж, как особая мера величины трудовой деятельности, имеет и количественную, и качественную характеристики. Количественной характеристикой трудового стажа является его продолжительность, а качественная характеристика отражает характер и условия, в которых протекает трудовая деятельность (например, вредность или опасность трудовой деятельности).
Трудовой стаж имеет значение во многих сферах. Он учитывается при предоставлении оплачиваемых отпусков, занятии определённых должностей и т.д. В правовом регулировании он имеет наибольшее значение в сфере социального обеспечения.
Периоды, засчитываемые в трудовой стаж, подсчитываются по их фактической продолжительности календарно, то есть со дня начала работы до дня её окончания, включая дни отдыха, праздничные и другие нерабочие дни. Закон предусмотрел, что в стаж работы засчитывается любая работа, на которой работник подлежал государственному социальному страхованию и за него, а также им самим в предусмотренных законодательством о государственном социальном страховании случаях уплачивались страховые взносы. В трудовой стаж засчитываются не только трудовая деятельность, но и другие периоды, предусмотренные законом. Например, время содержания под стражей, время отбытия наказания в местах лишения свободы и ссылка граждан, необоснованно привлечённых к уголовной ответственности и впоследствии реабилитированных.
Трудовой стаж является одним из необходимых фактов в сложном юридическом составе, порождающем возникновение большинства пенсионных правоотношений (исключая правоотношения по обеспечению социальными пенсиями), правоотношений по предоставлению отдельных видов пособий, а так же социальных льгот.
C течением времени в теории права социального обеспечения сложилось более или менее единое представление о стаже.
В настоящее время под стажем принято понимать суммарную продолжительность периодов трудовой и (или) иной общественно полезной деятельности (поведения), а также иных периодов, с которыми нормы права социального обеспечения связывают определённые последствия в отношении определённых видов социального обеспечения.
В настоящее время есть основания для выделения в праве социального обеспечения трёх разновидностей стажа: общего трудового, страхового и специального.
До 1 января 2007 г. в праве социального обеспечения использовался ещё один вид стажа – непрерывный трудовой стаж, который влиял на размер пособия по временной нетрудоспособности. С 1 января 2007 г. соответствующие нормы утрачивают юридическую силу.
Классификации видов стажа и понятия каждого из них в систематизированном виде не приводит ни один правовой акт, однако многие из них выделяют и регулируют различные виды трудового стажа, в т. ч.:
страховой — в области пенсионного обеспечения и системе социального страхования, регулируемый законами 400-ФЗ и 255-ФЗ соответственно.
общий трудовой — данное понятие применяется лишь в отношении деятельности, которую работник осуществлял до 2002 года, и регулируется ограниченно законом 173-ФЗ.
специальный трудовой стаж на определённых видах работ или должностях.
Последний вид стажа регулируется множеством документов — от Трудового кодекса и федеральных законов, регулирующих вопросы соцобеспечения работников той или иной сферы и различных служащих, до правовых актов различных ведомств.
Указанные выше основные виды трудового стажа можно подразделять и иначе по различным критериям, однако данный вопрос представляет в большей степени теоретическую значимость. Практически же каждый вид стажа оказывает влияние на различные области социального и пенсионного обеспечения.
Так, на получение конкретно социальных пособий оказывает влияние страховой стаж в системе социального страхования. Например, в соответствии с ч. 1 ст. 7 закона 255-ФЗ, при наступлении временной нетрудоспособности именно от периода такого стажа будет зависеть размер выплаты (от 60% при стаже менее 5 лет до 100% — при 8-летнем).
Необходимо сделать оговорку о том, что с течением времени общий трудовой стаж фактически утратит своё значение в связи с введением в действие в полном объёме механизмов обязательного социального страхования.
Стаж в праве социального обеспечения можно рассматриваться в двух аспектах. С одной стороны, с точки зрения системы права социального обеспечения, стаж представляет собой правовой институт, т.е. совокупность норм, сгруппированных по определенным признакам и призванных регламентировать порядок и условия исчисления и подтверждения периодов трудовой или иной общественно полезной деятельности (поведения) для определения права на конкретные виды социального обеспечения и (или) их объёма. Специфика этого института, как уже отмечалось, заключается в том, что он одновременно имеет отношение как к Общей части (в качестве элемента института юридических фактов), так и к Особенной части (в качестве относительно самостоятельного института «сквозного» действия) права социального обеспечения.
С другой стороны, стаж представляет собой юридический факт, т.е., как правило, один из элементов сложного юридического состава, на основе которого возникает социально — обеспечительное правоотношение. Как отмечалось ранее, стаж нельзя в полной мере отнести ни к фактам — событиям, ни к фактам -действиям, поэтому он имеет комбинированную (объективно -субъективную) природу. Не следует, однако, считать, что стаж является непременным элементом каждого юридического состава, порождающего социально -обеспечительные правоотношения. Стаж имеет значение лишь для некоторых видов правоотношений, возникающих в рамках пенсионного обеспечения и социального страхования от временной нетрудоспособности. В этом смысле стаж следует рассматривать:
- как одно из оснований права на некоторые виды пенсий (например, для пенсий за выслугу лет военнослужащим по контракту);
- как одно из условий права на отдельные виды пенсий (например, для досрочных страховых (трудовых) пенсий по возрасту);
- как факт, определяющий уровень (размер) обеспечения для страховых пенсий на период преобразования (конвертации) пенсионных прав (ст. 30 Закона о трудовых пенсиях).
В настоящее время институт трудового стажа регулируется целым комплексом нормативных актов:
Во-первых, международно-правовые акты. Так, если международным договором Российской Федерации установлены иные правила подсчёта и подтверждения. Так, например, страхового стажа для установления трудовых пенсий, применяются правила международного договора Российской Федерации. Среди таких международных актов можно, например, выделить Соглашение о взаимном зачёте в общий трудовой стаж и выслугу лет службы в органах и учреждениях прокуратуры в государствах — участниках Содружества Независимых Государств (Москва, 25 ноября 1998 г.).
Во-вторых, это законодательные акты.
— Трудовой кодекс Российской Федерации от 30 декабря 2001 г. №197-ФЗ . Однако в Трудовом кодексе РФ не урегулирован ни порядок исчисления трудового стажа, ни даже его определение. Одна из немногих статей Трудового кодекса РФ, посвящённых вопросу трудового стажа (ст.314) закрепляет, что порядок установления и исчисления трудового стажа, необходимого для получения гарантий и компенсаций, устанавливается Правительством Российской Федерации в соответствии с федеральным законом. Таким образом, Трудовой кодекс РФ отсылает к другим нормативным актам, в частности Закону РФ от 19 февраля 1993 г. N 4520-1 «О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях» (ред. от 16.10.2017.).
Среди специальных законодательных актов регулирующих порядок исчисления и подтверждения трудового стажа необходимо выделить:
— Федеральный закон от 17 декабря 2001 г. №173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» Актуальная редакция закона 173-ФЗ от 04.06.2014 с изменениями, вступившими в силу с 01.01.2017
— Федеральный закон от 15 декабря 2001 г. №166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» (ред. от 01.07.2017)
— Федеральный закон от 1 апреля 1996 г. N 27-ФЗ «Об индивидуальном (пернифицированном) учёте в системе государственного пенсионного страхования».
Отметим, что особенности исчисления трудового стажа отдельных категорий работников регулируется специальными нормами. Так, можно выделить: — Федеральный закон от 30 мая 2001 г. №70-ФЗ «Об арбитражных заседателях арбитражных судов субъектов Российской Федерации» (ред. от 19.12.2016);
В-третьих, это подзаконные нормативные акты: Постановления Правительства и десятки актов министерств и ведомств.
На основании этого можно прийти к следующему выводу: на правовое регулирование трудового стажа как института социального обеспечения направлен целый комплекс разно уровневых нормативных актов. Однако это больше недостаток, чем достоинство данного института.
В первую очередь такой недостаток проявляется в том, что чем больше актов
— тем больше в них противоречий. Кроме того, по-прежнему продолжает действовать целый ряд устаревших нормативных документов.
Во-вторых, большое количество нормативных актов вызывает проблемы при применении их на практике. Сказывается это не только на работе и деятельности судов, работников юстиции, но, прежде всего, на гражданах.
Как показал всеобщий опрос рядовых граждан — многие не знают о том, что понятие «страховой стаж» подменяется понятием «трудовой стаж» и не представляют порядок исчисления стажа. А ведь это напрямую связно с их правами в социальном обеспечении.
Сложность, многообразие и противоречивость нормативных правовых актов, регулирующих трудовой стаж, затрудняет правоприменительную практику.
С вводом в действие закона № 400-ФЗ, подписанного 28 декабря 2013 года, особое внимание придается такому понятию как трудовой стаж для выхода на пенсию
К основным критериям получения содержания из бюджета Пенсионного фонда России (ПФР) относится наличие определенного периода официального трудоустройства. Иначе претенденту откажут в назначении выплат. Кроме того, в специалисты ПФР внимательно изучают все записи в трудовых книжках (ТК). Некоторые вызывают у них сомнения, а значит, их не включают в страховой период. Последнее неприятное обстоятельство снижает вероятность получения достойного содержания. В законе № 400-ФЗ перечислены все условия, при которых застрахованное лицо имеет право претендовать на пособие. К ним относятся: Сам факт страхования в системе ОПС. Он доказывается наличием личного номера, подтвержденного свидетельством (СНИЛС). Наработка в течение трудовой жизни строго установленного минимального периода. В 2021 году он равен 8 годам. Наличие на персональном счету определенного количества коэффициентов (баллов). На 2021 — 11,4. Они возникают: путем конвертации в баллы взносов в ПФР, сделанных за труженика работодателем; добавлением строго установленного количества за нестраховые случаи.
До введения в действие нового законодательства существовал минимальный критерий участия в рабочей деятельности равный пяти годам. Но с 2015 года все изменилось. Поступательно этот параметр увеличивается. В 2024 году он достигнет максимального значения в 15 лет.
Однако просто работать недостаточно. Реформирование ОПС производилось на следующем принципе: каждый застрахованный гражданин получает содержание, пропорциональное его вкладу в формирование солидарного бюджета ПФР.
Таким образом, трудовым стажем называется совокупность периодов осуществления трудовой деятельности с такими характеристиками: официально; с перечислением взносов в бюджет ПФР работодателем за труженика. Последнее обстоятельство при учете баллов является определяющим. Если предприятие не производит обязательных перечислений в ПФР, все труженики теряют право на включение периодов неуплаты в страховые. Для получения пенсии по инвалидности достаточно иметь один день производственной деятельности, подтвержденный внесением взноса за труженика.
Для назначения страховых пенсионных выплат необходимо иметь минимальный страховой стаж. В 2021 году его величина составляет 9 лет и будет увеличиваться ежегодно на один год.Если у гражданина стажа недостаточно или вообще отсутствует, ему может быть назначена социальная пенсия, но не ранее, чем через 5 лет по достижению пенсионного возраста.
Законодательство РФ строится на принципах учета вклада каждого гражданина в развитие общества. Это учтено при формировании перечня нестраховых периодов, за которые начисляются баллы. К ним относится следующие (с пояснениями): время срочной службы в рядах Вооруженных сил (человек готовится защитить Родину при необходимости);1,5 года ухода за каждым из детей, в том числе усыновленным в младенчестве; период нахождения на больничном; срок регистрации в органах занятости; время ухода за нетрудоспособными лицами (выполнение социальной функции государства): ребенком-инвалидом; престарелым человеком, перешагнувшим 80-летний порог; инвалидом 1 группы. В качестве компенсации потерь некоторые периоды вынужденного неучастия в труде также конвертируются в баллы. К таковым относят: время пребывания в заключении лицами, к которым мера применена незаконно; время проживания женщин с мужьями — военнослужащими в местности, где трудоустройство по профессии невозможно, в том числе, за рубежами страны.
Подсчет стажа происходит в два этапа. Это связано с реформированием пенсионной системы. Оценка происходит по таким правилам: отдельно исчисляется стаж за время работы до 01.01.2015 на основании действовавших в то время правил и льгот; после указанной даты осуществляется исчисление сроков рабочей деятельности в порядке закона № 400-ФЗ.При исчислении стажа действуют такие правила: Подсчитываются все сроки, включенные в трудовую книжку, в календарном порядке. Пропорционально полный год учитывается гражданам, работавшим: на сезонных местах; во время навигации на водном транспорте. Учитываются сроки работы за рубежами страны, за которые сделаны отчисления в ПФР. Периоды трудовой деятельности работников крестьянских (фермерских) хозяйств, работников народов Севера, Сибири и Дальнего Востока включаются в страховой стаж в том случае, если платились взносы в ПФ. При совпадении страховых и нестраховых в расчет принимается один из них по выбору человека. Не принимаются в расчет периоды, учтенные: при назначении пенсии за выслугу; при начислении содержания по законам иностранного государства.
При смене работы сохраняется непрерывность стажа при следующих условиях: время перерыва не превышает одного месяца; при увольнении по собственному желанию последующее трудоустройство произошло в течение трех недель; человек увольняется по своему желанию, отработав на должности не менее года.
Основным документом до реформирования системы ОПС являлась трудовая книжка (ТК). Этот документ заводился один раз в жизни. В нем фиксировались все сроки участия в производственном процессе.
Если человек не работал или не добрал стажа до необходимого уровня, то его без дохода не оставят. При таких условиях полагается социальная пенсия. Она отличается от трудовой размером. Он минимален. При этом возрастной порог для назначения социального пособия несколько иной. А именно:60-летие для женщин;65-летие для мужчин. Социальное пособие — это гарантия государства. Назначается всем людям престарелого возраста и инвалидам, не имеющим периодов трудовой деятельности. Размер его доводится до уровня прожиточного минимума путем осуществления федеральной доплаты. В законодательстве прописана льготы людям из малочисленных народов Крайнего Севера. Им социальное пособие назначается на десять лет раньше: с 55-летия мужчинам; с 50-летия женщинам.
Проблемы у человека могут возникнуть во время изучения записей в ТК. Чтобы их предотвратить, необходимо выпалить такие действия: Заблаговременно пойти на прием к специалисту ПФР и показать ему ТК. Опытный работник укажет на записи, которые не пройдут проверку на достоверность (сомнительные). Для их подтверждения нужны архивные справки. Закажите их заблаговременно, чтобы потом не терять в суммах выплат. Возможно, потребуется восстановление определенных сроков работы через суд. Для этого тоже потребуется время.
Подведём итоги: понятие трудового стажа законодательно не установлено, вопросы трудового стажа регулируются различными федеральными законами отдельно в отношении каждого его вида, законодательная классификация трудового стажа отсутствует, провести её можно лишь теоретически, исходя из различных законов, регулирующих различные виды трудового стажа и связанные с ним социальные и пенсионные гарантии.
2. Значение трудового стажа в системе пенсионного обеспечения
Самой важной функцией государства является обеспечение базовых социальных гарантий каждому гражданину. Одним из элементов системы социальной защиты населения является пенсионная система.
Пенсионный фонд Российской Федерации (ПФР) — наикрупнейшая организация по оказанию социально значимых государственных услуг гражданам, основанная в 1990 году постановлением Верховного Совета РСФСР № 442-1 «Об организации Пенсионного фонда РСФСР».
15 декабря 2001 года принято два закона № 166-ФЗ и № 167-ФЗ, заложивших основу новой системы пенсионного страхования. В тексте первого документа содержится основополагающее на сегодняшний момент понятие — пенсионный коэффициент.
Система социальных гарантий для нетрудоспособных граждан в России выстроена на взаимодействии специализированного государственного органа — Пенсионного фонда (ПФР) с гражданами. Суть распределения обязанностей состоит в следующем:
ПФР осуществляет такие функции: регистрация граждан и предприятий, осуществляющих перечисление взносов в солидарный бюджет; управление средствами; выплата пособий людям, имеющим на них законное право. В обязанности граждан входит: изъявление добровольного желания об участии в обязательной системе пенсионного страхования (ОПС) путем личного заявления; распределение средств, выплачиваемых работодателем, между соответствующими фондами: государственным и негосударственными или управляющими компаниями. Работодатель обязан: перечислять 22% от величины заработка тружеников ежемесячно в солидарный фонд; оказывать помощь в регистрации работников в системе ОПС.
На основании закона № 27-ФЗ от 01.04.1996 государственный орган проводит учет грядущих получателей пенсионных выплат. В его рамках каждый добровольный участник системы получает: свидетельство о страховании (СНИЛС); персональный лицевой счет, на котором учитывается вклад в формирование бюджета — пенсионные коэффициенты, величина которых зависит от стажа участия в трудовой деятельности; величины получаемой заработной платы.
Персональный номер присваивается единожды и пожизненно.
Он дает право владельцу: претендовать на содержание при наступлении страховой ситуации; контролировать накопление коэффициентов; распределять взносы, выплачиваемые работодателем (22%), в таком соотношении:16% — в страховой фонд; либо 10% на страховые накопления, а 6% на формирование накопительной пенсии.
В законодательстве заложены основы для формирования различных видов выплат в страховых ситуациях. Они зависят от: вида трудовой деятельности будущего получателя; выбора гражданина;суммы накопленных баллов и стажа; вклада будущего получателя. Принципы формирования дают возможность человеку участвовать в таких системах: обязательной (ОПС); государственной; негосударственной. В свою очередь, программа ОПС включает такие виды обеспечения нетрудоспособных граждан: Страховые пенсии назначаются при наступлении одного из случаев: старость (предельный возраст обязательного трудоустройства);инвалидность (невозможность принимать участие в производственной деятельности по здоровью);утрата кормильца; Накопительное пенсионное содержание полагается только людям, перенаправившим часть взносов в:негосударственный ПФ; управляющую компанию (УК).Кроме того, существуют такие дополнительные виды господдержки лиц определенных категорий: пенсия за счет госбюджета по выслуге; выплаты из негосударственных фондов, в которые гражданин перечислял дополнительные взносы по своему желанию на основании договора.
Методика работы с населением по вопросам пенсий описана в соответствующих статьях законодательных актов: страховых — в ст. 21 закона № 400-ФЗ от 28.12.2013; государственных — в ст. 24 (№ 166 от 15.12.2001); накопительных — ст. 9 закона № 424-ФЗ от 28.12.2013.Заявки принимаются органами, занимающимися назначением. В частности, обратиться за страховой пенсией можно несколькими способами: на приеме у специалистов ПФР; в многофункциональном центре; почтовым отправлением; посредством интернет-соединения: на официальном сайте ПФР; в личном кабинете на портале госуслуг.
К заявке о начислении пособия в 2021 году прилагаются бумаги и их копии, подтверждающие соответствующее право. К ним в общем случае относятся: паспорт гражданина (РФ или иного государства для иностранцев);СНИЛС; трудовая книжка (вероятно, предоставление данного документа будет вскоре отменено);военный билет (при наличии);свидетельство о браке; справку о доходах (на 2021 год, впоследствии не потребуется);документы, подтверждающие льготную категорию, к примеру, справка об инвалидности.
Изучение методики расчета грядущего содержания показывает внимательному человеку, что его предстоящее благополучие строится с первых дней трудового пути. Сколько конкретный гражданин будет получать в старости, зависит от участия в наполнении бюджета ПФР сейчас. Кроме того, первостепенное значение исходя из приведенных формул получают: заработок на месте службы; количество лет трудового стажа.
Подводя итог можно сказать, что, современная пенсионная система России имеет значительные пробелы и недостатки, пенсионное обеспечение оставляет желать лучшего. При активном включении государства, а также самих тружеников и нанимателей, в решение этой проблемы, ситуацию можно исправить.
Страницы: 1
Ответы на распространенные вопросы про исчисление специального страхового стажа
Вопрос №1: Как доказать наличие специального стажа, если нет записей в трудовой книжке?
Ответ: Подтверждением права на учет специального страхового стажа, помимо трудовой книжки, являются трудовые соглашения, выписки с мест работы, справки, зарплатные счета.
Вопрос №2: Я занимался предпринимательской деятельностью, при этом не имея свидетельства о постановке на учет в качестве ИП. Я трудился в тяжелых условиях, которые могли бы дать мне право на учет специального страхового стажа. Как мне доказать наличие права на начисление спец. стажа?
Ответ: Вам понадобится предъявить сотруднику Фонда социального страхования документ о перечислении страховых платежей.