Свидетельство о браке является документом, подтверждающим статус супругов. Согласно официальной статистике, около 15 000 человек каждый год теряют его. Несмотря на наличие штампа в паспорте, необходимо иметь документ, подтверждающий семейный статус.
Поэтому важно его восстанавливать своевременно, если он был потерян или испорчен, но за эту процедуру взимается госпошлина. За восстановлением свидетельства о браке можно обратиться в несколько государственных учреждений, разными доступными для гражданина способами.
Основания для замены свидетельства о регистрации брака
Содержание
Получение дубликата требуется при любом изменении данных в свидетельстве или его утери. Рассмотрим каждую из ситуаций:
При смене паспорта, если свидетельство утеряно | Если меняется паспорт в 20 или 45 лет, свидетельство о браке предоставлять не обязательно, но в таком случае информация о семейном положении внесена не будет. В перечень обязательной документации входит только заявление, свидетельство о рождении и фотографии |
Изменение паспортных данных | Данные из паспорта в свидетельстве не фигурируют, менять не нужно |
Изменение фамилии | При перемене фамилии или имени свидетельство о браке не меняется. Взамен выдается документ о перемене имени |
Смена гражданства | ЗАГС гражданство не меняет, оно подтверждается паспортом. Повторное свидетельство не выдается |
В связи с ошибкой | При обнаружении ошибок в данных документа гражданин вправе получить новый |
Таким образом, получить повторное свидетельство можно только в случаях:
- утери;
- порчи;
- невозможности прочтения;
- содержании ошибок или опечаток в нем.
В остальных случаях замена не производится.
Как получить дубликат в другом городе
Процесс почти аналогичен тому, который применяется для получения нового свидетельства в своем городе. Отличие в том, что придется дольше ждать получения дубликата, так как документы необходимо направить в другой населенный пункт.
Можно выбрать один из следующих способов:
- Лично обратиться в местный ЗАГС с заявлением. Сотрудники направляют запрос в отдел, где выдавалось свидетельство, а он, в свою очередь, изготавливает дубликат и направляет его в ЗАГС по месту нахождения заявителя.
- Воспользоваться сайтом «Госуслуги», пройти описанную выше схему регистрации и заполнения заявки, приложения документов.
- Оформить нотариальную доверенность на гражданина, проживающего в городе, где нужно получить дубликат и передать ему остальные документы.
- Самому приехать в тот отдел, где изначально вносилась актовая запись о браке, предъявить паспорт и заявление, оплатить госпошлину. Если все документы в порядке, получить дубликат свидетельства в короткие сроки.
Порядок получения свидетельства и пакет документов остается прежним. В заявлении лишь необходимо указать, какой именно орган ЗАГС выдавал документ.
Кто вправе обратиться за дубликатом свидетельства о браке?
На основании ст. 9 ФЗ № 143, дубликат выдается супругу, фигурирующему в записях гражданского состояния и являющемуся владельцем свидетельства, а также иным категориям граждан:
- опекунам недееспособных лиц;
- родственникам, если владелец документа умер;
- поверенным на основании нотариальной доверенности.
Основания для отказа в замене свидетельства
Когда откажут в выдаче дубликата:
- обращение за документом неуполномоченным лицом;
- отсутствие доверенности у постороннего гражданина, не входящего в круг заявителей по закону;
- предоставление неполного комплекта документов;
- некорректное заполнение заявления.
Порядок восстановления документа в одностороннем порядке после развода
После того как состоится расторжение брака, свидетельство о его заключении забирают на хранение в архивы.
Это означает, что на руках у бывших супругов появится новый документ о расторжении союза. Именно поэтому дубликат свидетельства о регистрации семейных отношений не выдается.
Если необходимо подтвердить смену фамилии, предоставляется справка из ЗАГСа. В остальных случаях для совершения любых юридических действий, принимается именно документ, подтверждающий развод супругов.
Порядок и способы обращения для замены свидетельства о браке
В 2020 году граждане могут воспользоваться любым из способов обращения в ЗАГС:
- личное посещение;
- портал Госуслуги;
- Почта России;
- законный представитель;
- МФЦ.
Каждый вариант имеет свои преимущества и недостатки.
Обращение в ЗАГС лично
Главным органом, регистрирующим изменения в актах гражданского состояния, является ЗАГС. Заявление можно подать в госорган, выдавший свидетельство. В таком случае новый документ оформляется в день обращения. Если заявление подано не по территориальной подведомственности (при нахождении гражданина в другом городе), придется подождать несколько дней, которые тратятся на подготовку, пересылку и получение документации.
Личный визит в ЗАГС актуален для граждан, желающих получить документ в день обращения. Как выглядит процедура:
- Составляется заявление по форме № 26, утвержденной Приказом Минюста от 01.10.2018 № 201.
- Документ подается в ЗАГС.
- Ожидание составляет несколько минут, после чего гражданину выдается дубликат с соответствующей пометкой.
Недостатком данного способа является необходимость личного посещения госоргана и затраты времени.
Перечень необходимых документов: Во время визита заявителем предоставляется паспорт и квитанция о перечислении госпошлины. Если свидетельство не утеряно, но нечитаемо, рекомендуется принести и его в качестве подтверждения обоснованности обращения.
Родственники, желающие получить свидетельство за умершего гражданина, предоставляют справку о смерти и документы для подтверждения родства, сведения об открытии наследственного дела.
Через портал Госуслуги
Использование портала дает преимущество в виде дистанционной подачи документов, но потребуется электронная подпись и подтвержденный аккаунт. Как получить дубликат:
- Заходим на портал, проходим авторизацию.
- Вводим в поисковой строке «Получение повторного свидетельства».
- Заполняем электронную форму заявления, прикрепляем отсканированную копию паспорта.
- Отправляем заявление. Отследить состояние обращения можно в разделе «Мои заявки».
- Результат в виде электронного документа поступает в течение 1 часа в личный кабинет.
Сроки оказания услуги в каждом регионе отличаются. Для некоторых субъектов использование Госуслуг для получения повторного документа недоступно.
Через почту России
Если нет возможности лично посетить ЗАГС или использовать Госуслуги, граждане вправе воспользоваться Почтой России. Что нужно сделать:
- Распечатать и заполнить форму заявления, указав просьбу об отправке документа почтой с конкретным адресом.
- Отправить заказным письмом по адресу госоргана с уведомлением о вручении и описью прилагаемых документов: копии паспорта и квитанции.
Срок получения свидетельства зависит от скорости работы почты и в некоторых случаях достигает 1 месяца.
Через законного представителя
Процедура подачи заявления через поверенного практически не отличается от личного визита в ЗАГС. Гражданином, желающим получить дубликат, также заполняется заявление, но при этом законный представитель при посещении госоргана должен представить нотариальную доверенность.
Можно оформить специальную или разовую доверенность, заказав отправку почтой по адресу заявителя.
В МФЦ
Граждане вправе обращаться в МФЦ за дубликатом, срок его изготовления составит 6 рабочих дней. Процедура выглядит аналогично посещению ЗАГСа. При себе необходимо иметь паспорт и чек о госпошлине. Родственники предоставляют удостоверения личности, квитанцию, справку о смерти и документы о родстве.
Требования к оформлению свидетельства
Нормы, установленные в качестве обязательных к соблюдению при оформлении свидетельства, стандартны и выражаются в следующих позициях:
- Наличие помарок или исправлений в содержании недопустимо. Это же относится и к ошибкам – особенно касается персональных сведений.
- Записи вносятся исключительном на русском языке. При заключении брака в республиках, входящих в состав страны, информация дополнительно дублируется на используемом в данном регионе языке.
- Ламинировать документ нельзя. Несмотря на то, что таким образом можно обеспечить большую сохранность документа, свидетельство утрачивает юридическую силу. Обусловлен такой подход тем фактом, что в дальнейшем его содержание может дополняться, к примеру, апостилем. Кроме того, проверить подлинность ламинированного документа гораздо сложнее.
- Данные отпечатаны на специальном бланке Гознака с защитными полями.
- Чтобы исключить вариант с признанием документа недействительным, в дополнении придется обеспечить соответствие требованиям, предъявляемым к самой процедуре. Так, по положениям Семейного кодекса Российской Федерации заключение нового союза возможно строго при следовании следующим условиям.
- Ни жених, ни невеста не состоят в действующих зарегистрированных отношениях.
- Достигнут брачный возраст.
- Каждая из сторон в добровольном порядке решила зарегистрировать отношения.
- Соблюден формальный порядок процедуры – предоставлены документы, прошел срок ожидания.
- Уплачена государственная пошлина.
Также стоит уточнить, нужен ли апостиль – это штамп, который выступает в качестве подтверждения подлинности документа. Обоснованность его использования заключается в том, что на территории других стран действуют иные нормы и критерии оформления, поэтому свидетельство, полученное в России, может быть не признано в остальных государствах.
При стандартных условиях необходимости в апостиле нет, однако, если документ будет использоваться за пределами РФ на территориях, которые входят в Гаагскую конвенцию, есть смысл в дополнительном оформлении. То есть актуальность в оформлении сохраняется, если:
- планируется переезд в другое государство;
- брак заключается с иностранным гражданином;
- оформляется наследство от супруга-иностранца.
Чтобы избавиться от необходимости проводить повторную процедуру на территории страны, подданным которой является супруг, достаточно проставить апостиль.
Сколько стоит замена свидетельства о браке?
За выдачу дубликата уплачивается пошлина в размере 350 руб. любым из удобных вариантов в зависимости от способа подачи заявления:
Госуслуги | Онлайн с банковской карты или электронного кошелька |
ЗАГС | По реквизитам организации. Квитанция для оплаты выдается после подачи заявления. Можно воспользоваться терминалами банков (Сбербанк, ВТБ и пр.) |
МФЦ | |
Законный представитель | |
Почта России | Онлайн или через терминал по реквизитам ЗАГСа |
Данные госоргана для оплаты пошлины можно узнать на официальном сайте.
Восстановление
Документы
К заявлению прилагаются следующие документы:
- копия паспорта, в том числе и той страницы, на которой стоит штамп ЗАГСа о разводе (если есть);
- решение суда, если бракоразводный процесс проходил через суд;
- нотариальная доверенность, если заявление подает представитель;
- квитанция об оплате государственной пошлины.
Как составить заявление?
Независимо от того куда обращаетесь за восстановлением свидетельства, необходимо написать заявление. Бланк можно скачать в Интернете или попросить бланк в органе ЗАГСа. Установленной законом формы заявления нет, его можно написать в произвольной форме и оно должно содержать следующее:
- в шапке указать орган, в который обращаетесь, а также полные данные заявителя (фамилию, имя, отчество, адрес проживания, серию и номер паспорта, когда и кем выдан, телефон для связи);
- просьба выдать повторное свидетельство о расторжении брака;
- наименование органа ЗАГСа, который должен восстановить документ;
- указание полностью фамилии, имени и отчества каждого из разведенных супругов (фамилии пишутся те, которые были прописаны в первичном свидетельстве);
- причина, по которой запрашивается выдача дубликата (утрата, порча);
- дата и номер записи акта расторжения брака.
В заявлении недопустимы исправления и зачеркивания. В случае ошибок лучше переписать заявление заново.
Ответы юриста на частые вопросы
Требуется ли замена, если в паспорте указана фамилия с буквой «ё», а в свидетельстве – с буквой «е»?
Согласно Письму Минобрнауки от 01.10.2012 № ИР-829/08, правописание указанных букв в личных данных граждан приравнивается, если это не искажает информацию. Главное – соответствие остальных данных в идентифицирующих документах. Однако при совершении юридически значимых действий могут возникнуть сложности, и во избежание оспаривания отказов в предоставлении услуг государственных органов в суде рекомендуется заменить документ.
Я проживаю в другом городе, появилась необходимость в замене свидетельства. Как я могу это сделать?
Для проживающих не по месту регистрации доступно использование портала Госуслуги и отправка заказных писем Почтой России. Также можно оформить доверенность и попросить другого человека получить документ, а затем направить его по почте.
Нужно ли присутствие мужа для изменения свидетельства о браке?
Нет, не нужно. Вы можете одна обратиться в органы ЗАГС с паспортом и квитаницей об уплате госпошлины, написать заявление и получить дубликат. Присутствие обоих супругов не обязательно.
Сколько меняют свидетельство о браке?
Сроки замены свидетельства о браке зависят от органа и способа обращения. Если заявление будет подано в органах ЗАГСа, свидетельство вы получите в день обращения, если же вы воспользуетесь порталом Госуслуги или будете подавать заявление в МФЦ, то срок получения дубликата может увеличиться до 1 месяца.
Образец бланка
Каждому получателю свидетельства о заключении брака следует знать, как должен выглядеть бланк во избежание возникновения проблем с признанием документа действительным. Также это поможет исключить ситуации, при которых вдруг выясняется, что в свидетельстве отражены не все сведения, или они не соответствуют реальным данным. Нужно учитывать, если документ утратит юридическую силу, гражданин не сможет:
- обратиться за оформлением сертификата материнского капитала;
- зарегистрировать должным образом рождение ребенка;
- подать на развод;
- избавиться от споров о распределении совместно нажитого имущества;
- оформить документы на подтверждение права на недвижимое имущество.
Помимо прочего, могут возникнуть проблемы с получением наследства.
Когда может понадобиться дубликат
Копия, удостоверяющая бракосочетание, потребуется во многих жизненных ситуациях. Для изготовления повторного документа на руки необходимо доказать, что зарегистрированный брак является до сих пор действительным. В некоторых органах ЗАГСа просят указать первостепенную причину восстановления документа.
Распространенные причины для инициации процесса восстановления копии свидетельства:
- исковое разбирательство между супругами в судебных органах;
- получение нового паспорта после замужества;
- для регистрации новорожденных детей;
- имущественный спор между мужем и женой;
- подача заявления на развод;
- необходимость доказательства добрачной фамилии;
- процедура наследования, оформление прав собственности на недвижимость;
- предоставление свидетельства в банк на кредит, ипотеку;
- получение льгот после смерти одного из супругов;
- доказательство родственных отношений для предоставления длительного свидание в местах лишения свободы.
Важно! Дубликат и копия свидетельства понятия разные. Копия имеет юридическую силу, если она нотариально заверенная.