- Главная
- Справка
- Профессии
Депутаты занимаются принятием важных решений, которые касаются судьбы государства. Основной целью работы чиновников выступает улучшение благополучия населения страны. Но нередко люди возмущаются принимаемым решениям, которые идут вразрез с мнением народа.
Относительно недавно в официальных источниках были опубликованы сведения относительно размера пенсий и зарплат депутатов. Это вызвало диссонанс в обществе, так как доход чиновником в несколько раз превышает зарплаты обычных граждан.
Какую пенсию получают депутаты
Многие граждане интересуются данным вопросом, так как регулярно в пенсионное законодательство вносятся изменения, меняющие размер выплаты. Народные избранники постоянно поддерживают такие поправки, причем нередко ориентируясь исключительно на собственную обеспеченную старость.
Пенсия депутатов состоит из нескольких частей:
- страховая выплата, начисляемая одинаково для всех граждан России, поэтому она зависит от размера заработка и стажа работы;
- ежемесячная доплата, размер которой варьируется от 55 до 75%;
- пожизненное содержание, выделяемое исключительно чиновникам и представленное ежемесячной выплатой, причем ее размер рассчитывается индивидуально для каждого депутата;
- дополнительное обеспечение, причем оно выдается каждый месяц, а также зависит от числа сроков, отработанных чиновником.
Средняя пенсионная выплата по России составляет 18 тыс. руб., но бывшие депутаты получают существенные надбавки, за счет которых их доход в старости достигает 120 тыс. руб.
Полезно также почитать: Пенсия у балетных артистов
Пенсии чиновников Госдумы
В Госдуме депутаты получают наиболее высокую зарплату, поэтому и их пенсия считается значительной по сравнению с выплатами региональных депутатов. Если человек проработал в Госдуме не меньше 5 лет, то в среднем его пенсия составляет 46,6 тыс. руб. Такой завышенный показатель обусловлен наличием доплаты.
Справка! Если депутат трудился на благо России больше 10 лет, то его выплата в старости составляет Если чиновник проработал на своей должности меньше 5 лет, то он не имеет право на специальную доплату, поэтому сможет рассчитывать только на стандартную пенсионную выплату.
Средняя зарплата депутата Госдумы равна примерно 399,3 тыс. руб. Партия «Справедливая Россия» предлагала законопроект, на основании которого чиновники смогут получать среднюю зарплату по стране, которая составляет 25 тыс. руб., но данная инициатива была отклонена. Депутаты утверждают, что такие высокие зарплаты и пенсионные выплаты обусловлены сложной умственной деятельностью.
Зарплаты депутатов областной Думы
Чиновники, работающие в региональных органах власти, получают намного меньше представителей Государственной Думы.
Это обусловлено следующими основаниями:
- на региональных уровнях зарплаты всего населения намного ниже, поэтому и депутаты получают сниженный доход;
- отсутствуют федеральные надбавки.
Избранники областных Советов депутатов получают пенсию примерно 30 тыс. руб. Они все равно получают определенные доплаты и надбавки, которая рассчитываются индивидуально, так как учитывается стаж работы.
Пенсия чиновников городской Думы
Она составляет примерно столько же, как и у чиновников областной Думы. Поэтому варьируется от 30 до 40 тыс. руб. При расчете учитывается стаж работы, содержание локальных нормативных актов региона, а также надбавки за какие-либо достижения.
У глав городов пенсия считается довольно высокой. Чиновники вынуждены декларировать свой доход, поэтому граждане могут узнать, какой доход получают их главы.
Например, в Ханты-Мансийске в 2021 году глава получал пенсию в размере от 127 до 213 руб. В Екатеринбурге мэр получает пенсию от 107 до 156 тыс. руб. Мэр Воронежа получает ежемесячно доход от 190 до 320 тыс. руб.
Такие различия обусловлены специальными доплатами из федерального бюджета.
По закону все чиновники имеют право на специальную денежную поддержку от государства. Она выделяется мэрам и губернаторам, которые занимали соответствующую должность дольше 6 лет. В некоторых регионах такое требование отсутствует, поэтому для получения доплаты достаточно проработать от 1 до 3 лет. Местные чиновники вносят изменения в региональные законы, что позволяет им значительно повысить свою будущую выплату.
Законодательные основания
Возможности для осуществления деятельности депутату предоставляет соответствующий муниципалитет.
Это должно быть отражено в его уставе.
Данное положение содержится в части 5.1 статьи 40 Федерального закона № 121-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления» от 06.10.2003:
«5.1. Гарантии осуществления полномочий депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления устанавливаются уставами муниципальных образований в соответствии с федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.
В уставах муниципальных образований в соответствии с федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации также могут устанавливаться дополнительные социальные и иные гарантии в связи с прекращением полномочий (в том числе досрочно) депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления…»
Разбирая преференции и гарантии, нужно учитывать несколько важных факторов:
- Депутатская деятельность осуществляется на двух основах:
- постоянной, с освобождением от предыдущего места службы;
- на непостоянной (без отрыва от производства).
- К лицам, пользующимся полностью или частично описываемыми преференциями, относятся:
- помощники народных избранников;
- служащие, занимающие должности руководителей подразделений в органе местного самоуправления.
Работа депутатов в итоге направлена на улучшение жизнедеятельности всего общества. С этим связаны те удобства, которым их обеспечивает соответствующее муниципальное образование. Необходимо создать условия для их нормальной деятельности.
Преференции имеют разный характер. Объединяет их одно: финансирование из соответствующего бюджета. Последним обстоятельством определяются условия прекращения действия льгот.
Заработная плата
Начисления за работу производятся всем депутатам, независимо от того, с отрывом от производства они действуют или без. Но выплаты существенно отличаются.
Так, если народный избранник осуществляет деятельность на постоянной основе, то ему положены такие гарантии:
- страхование здоровья, жизни, на случай порчи имущества;
- медицинское обслуживание;
- дополнительный отпуск и выплаты к нему.
Кроме того, люди, занимающие выборные должности имеют такие права:
- За этим лицом сохраняется средний заработок после законного прекращения полномочий:
- на один год;
- до очередного трудоустройства.
- Если доход на новом месте службы будет ниже депутатского, то разницу компенсируют из бюджета.
- По окончании полномочий избранник народы получает материальную помощь, если это оговорено в уставе муниципалитета.
- Если основа деятельности непостоянная, то человека не могут уволить с работы до истечения срока полномочий.
Если депутат работает без отрыва от производства, то ему тоже положена зарплата. Но она начисляется только за сессионные дни.
Вам нужна консультация эксперта по этому вопросу? Опишите вашу проблему и наши юристы свяжутся с вами в ближайшее время.
Другие преференции
Все избранники, независимо от основы деятельности (постоянной или нет), должны быть обеспечены такими удобствами в работе:
- телефоном;
- транспортным средством;
- возможностью повышения квалификации;
- бесплатным проездом на любом виде транспорта соответствующего муниципального образования (исключением является такси);
- материальной компенсацией за проезд (в отдельных случаях).
Когда работник местного самоуправления вынужден переехать на место службы в другой город, ему обязаны предоставить жилье. Это служебная квартира. Ее семья депутата освобождает после прекращения полномочий.
Медицинское и пенсионное обеспечение
- В случае заболевания народных избранников лечат бесплатно. Эти люди могут пойти в любую больницу, доктора не имеют права им отказать. Кроме того, депутатам положено страховое пособие за счет местного бюджета. Сумма его определяется уставом образования.
- Если во время деятельности подошел пенсионный возраст или наступила инвалидность, то этим гражданам назначается повышенное пенсионное содержание. Его размер устанавливается указанным выше законом.
- В случае смерти народного избранника, его семью берет на содержание государство. Иждивенцам назначается пенсионное содержание. Его выплачивают детям до достижения 18-летнего возраста. Кроме того, семья получает государственную страховку.
К государственной пенсии могут назначаться муниципальные надбавки. Их выплачивает соответствующий бюджет.
Зависит ли выплата от зарплаты
Высокая пенсия чиновника обусловлена специальной федеральной надбавкой. Она зависит от количества лет работы. Это касается федеральных избранников, поэтому если они отработают один срок, то надбавка будет составлять 55%. Если же чиновник работает два полных срока, то для него доплата увеличивается до 75%. При этом назначаются и другие дотации.
Важно! Денежные средства перестают выплачиваться после смерти депутата, но члены семьи могут рассчитывать на 165% от минимального размера социальной пенсии, которая составляет около 5 тыс. руб.
Определить точно, каков будет размер пенсии конкретного депутата, довольно сложно, так как на этот параметр влияют разные показатели. К ним относится место работы, официальный доход и срок, в течение которого человек занимает соответствующую должность. Поэтому избранники стараются поработать на своей должности не меньше 6 лет, что позволит им рассчитывать на безбедную старость.
Зарплата непосредственно влияет на будущую пенсию, так как страховая выплата рассчитывается таким же образом, как и у обычных граждан. Для этого учитывается стаж и средний размер заработка. На этот показатель не влияют федеральные доплаты.
Полезно также почитать: Пенсия у народных артистов
Сколько будет стоить кресло депутата Госдумы РФ в 2021-м
Об этом рассказал — со знанием дела — политолог, политтехнолог, президент Центра развития региональной политики (ЦРРП), эксперт по внутренней политике Илья Гращенков.
***
«Сколько будет «стоить» мандат депутата ГД в 2021? Перед приближением выборов, решил повторить расчёт, из чего формируется избирательный фонд и какова итоговая стоимость депутатского кресла.
Общий разброс цен: от $1 млн. до $3 млн. В рублях среднюю цену можно определить в 140 млн. для стандартного округа — около 500 тыс. избирателей. Есть более многочисленные округа — до 750 тыс. голосующих (Астрахань, Курган, Бурятия) и самые малочисленные 33 тыс. — НАО, ЧАО и 110 тыс. в Магадане.
Испокон веков политтехнологи считали смету так: 50% от общей численности (хотя в 2011 явка была — 60,21%, а в 2021 — всего 47,88%), от этой явочной численности берётся контрольный пакет голосов — 51% и эта сумма умножается на 1 тыс. рублей (иногда считают по 3-5 долларов на избирателя от общего числа). Получаем среднюю стоимость кампании в 125 млн. руб. или $1,7 млн. В принципе — это сумма под ключ с работой «поля» (агитаторы на земле), медиа, социологией, АПМ (агитматериалы), юристами, зарплатой штаба и т.д.
Далее, вопрос повышения или понижения этой ставки зависит от конкуренции на округе. Если конкуренция повышается, то стоимость голоса также растёт. Если конкуренции нет — падает. В 2021 году, например, некоторые кампании обошлись в сумму 30-50 млн. С другой стороны, были и рекордсмены по тратам — около 500 млн. за мандат. К примеру, самый дорогой мандат – на Кавказе (около 5 млн. долларов), а самый дешёвый – в некоторых регионах ЦФО и ПФО.
Важный параметр влияющий на стоимость: узнаваемость и админресурс. Если кандидат известный в округе человек (реальная узнаваемость, а не мнимая), то это может помочь сэкономить до 20% бюджета. Если есть свой медиа ресурс (газеты, баннерные площадки и проч.) — ещё столько же. Административный ресурс — это вообще гарант победы, так как на некоторых территориях (к примеру в моногородах), всё решает директорат предприятий. У власти, как правило, админресурс — это ключевая стратегия мобилизации (школы, предприятия, госслужащие), в этом случае бюджет расходуется в основном на содержание штаба.
У прочих партий: КПРФ, ЛДПР, СР и непарламентских, часть средств уходит на поддержку фоновой кампании, что иногда даёт базовый электоральный рейтинг от 5 до 15% на старте. Кстати, напомним, что официальный избирательный фонд одномандатника ограничен 40 млн. руб, а фонд реготделения — 50-100 млн (в зависимости от региона).
Важная составляющая выборов 2021 для оппозиционных партий – организация наблюдения на участках. Нужен усиленный юридический блок, мобильные группы реагирования, по 2-3 наблюдателя на участок, а также приборы видеофиксации, поддержка медиа и т.д.»
Подписывайтесь на наш канал в Яндекс.Дзен!
Нажмите «Подписаться на канал», чтобы читать «Завтра» в ленте «Яндекса»
Льготы и надбавки
Помимо высокой пенсии, бывшие чиновники могут рассчитывать на разные преференции от государства. Возможность их использования появляется еще в процессе работы, но сохраняется и после выхода на отдых.
К основным льготам относится:
- отсутствует предельный возраст для работы, поэтому выйти на пенсию чиновник может в любое время, например, после окончания срока полномочий;
- руководители государственной службы уходят со службы после 70 лет, а остальные служащие прекращают труд в 65 лет;
- покупка билетов на транспорт вне очереди;
- использование служебного автомобиля;
- обеспечение служебным жилым помещением в месте работы;
- предоставление бесплатной медицинской страховки;
- льготное лечение в санаториях;
- надбавка к пенсии;
- выдача дипломатического паспорта.
Чиновники даже после выхода на заслуженный отдых сохраняют неприкосновенность. Они без препятствий проходят таможенный контроль, а также имеют другие аналогичные преференции.
Справка! Дополнительные виды поддержки могут немного отличаться в разных регионах, так как соответствующие сведения закрепляются в региональных нормативных актах.
На местном уровне во время проведения собраний представители Совета депутатов принимают разные законопроекты, касающиеся льгот и доплат. Поэтому надбавки могут быть не только федеральными, но и региональными. Их размер зависит от экономического положения конкретного субъекта РФ.
Пенсионный возраст депутатов
В 2021 году была проведена пенсионная реформа, которая коснулась всех лиц, а также людей, занимающих высшие должности на государственной службе. Поэтому даже депутаты должны следовать определенным правилам, если желают выйти на заслуженный отдых.
Они могут работать даже после 60 или 65 лет, так как при назначении их пенсии учитывается стаж работы. Выслуга лет постепенно повышается после принятия изменений в пенсионную реформу. Если раньше требовалось 15 лет, то теперь выслуга составляет 20 лет.
Депутат сможет выйти на отдых после накопления нужного стажа и достижения возраста пенсионера. После достижения возраста 60 или 65 лет чиновник может не прекращать свою деятельность. Он имеет право занимать ранее полученную должность, получая официальную зарплату и увеличивая стаж.