Особенности формирования пенсии летчикам гражданской авиации

  • Главная
  • Справка
  • Профессии

Профессия летчика гражданской авиации подразумевает работу в сложных условиях, связанных с регулярным риском для здоровья: постоянная смена часовых поясов, высокий уровень ответственности и связанное с ним переутомление нервной системы. Это накладывает определенный отпечаток на условия, которые создает авиакомпания для летного состава.

Престиж профессии вместе с возможностью хорошо зарабатывать, иметь полный социальный пакет и достойные условия и размер летной пенсии оправдывают непростые обстоятельства их профессиональной деятельности.

Принципы начисления выплат летному составу

Многим специалистам, чья профессиональная деятельность связана с угрозой здоровью, а также тяжелыми трудовыми условиями, государство обеспечивает начисление дополнительных выплат.

Для летчиков гражданской авиации назначение пенсии регламентируется законодательно как общими законами о пенсионном обеспечении граждан РФ (Федеральные законы №166-ФЗ, №400-ФЗ, №173-ФЗ), так и специальными актами:

  • Федеральный закон №155-ФЗ «О дополнительном социальном обеспечении членов летных экипажей воздушных судов гражданской авиации»;
  • Постановление Правительства РФ от 14 марта 2003 г. № 155 «Об утверждении списка должностей членов летных экипажей воздушных судов гражданской авиации, работа в которых дает право летному составу гражданской авиации на ежемесячную доплату к пенсии в соответствии с Федеральным законом «О дополнительном социальном обеспечении членов летных экипажей воздушных судов гражданской авиации», и Правил исчисления выслуги лет, дающей право на ежемесячную доплату к пенсии».

Главной особенностью отправления на пенсию данной профессиональной категории граждан выступает отсутствие необходимости достижения пенсионного возраста, установленного в России. Назначение пенсионного пособия возможно по выслуге лет, при этом 20 часов полетов летчика равны 1 месяцу трудового стажа.

Размер содержания будет зависеть от звания пилота и среднего заработка за определенный период.

Полезно также почитать: Как начисляется пенсия депутатам

Уважаемые форумчане, делюсь своей пенсионной историей и прошу помощи. В декабре 1992 года оформил пенсию по выслуге лет бортрадистом Ан-26 и Ми-6 (ЛО г. Салехард), не отработав 4 месяца до 15 лет РКС. На тот момент, к сожалению, не знал всех тонкостей пенсионного законодательства, о всех льготах для северян и никто не подсказал.

По новому месту жительства мне выплачивали пенсию с северной надбавкой, как я понял позже на основании Статьи 31 закона РФ №4520-1 О ГОСУДАРСТВЕННЫХ ГАРАНТИЯХ И КОМПЕНСАЦИЯХ ДЛЯ ЛИЦ, РАБОТАЮЩИХ И ПРОЖИВАЮЩИХ В РАЙОНАХ КРАЙНЕГО СЕВЕРА И ПРИРАВНЕННЫХ К НИМ МЕСТНОСТЯХ (от 19.02.1993). Т.е. мой почти 15 летний стаж на севере отнесли к списку 1 или 2 вредных профессий.

Спустя несколько лет при каком-то очередном изменении законодательства (я так и не смог с ними разобраться) северную надбавку перестали выплачивать.

В 2002 году доработал 4 месяца в Новом Уренгое до 15 летнего стажа РКС в надежде получить северную надбавку.

В 2009 году живя на Южном Урале пытался через суд добиться выплаты северной надбавки. Мне отказали, представитель пенсионного фонда заявил, что после оформления пенсии северная надбавка начислялась незаконно т. к. в списках вредных профессий №1 и 2 нет профессий летного состава. Мою 4 месячную доработку учитывать тоже отказались. В итоге имея 15 полных лет стажа в РКС северной надбавки не получаю.

В дальнейшем УПФР убрали из налета мои 1.5 года (до работы на севере) работы бортоператора, заявляя что по новому закону бортоператор не относится к летному составу. В то время, к сожалению, было не до разборок с УПФР.

Недавно взял распечатку своего пенсионного дела и обнаружил что и армейский летный стаж бортрадиста-стрелка (1.5 года) они засчитали в общий стаж т.е. один к одному, раньше по закону №340-1 (1990 г.) армейский налет входил в льготный стаж гражданской авиации (год за два) по выслуге лет.

Хочу наконец-то разобраться со своей пенсией. Но идти в УПФР нужно во всеоружии. Поэтому прошу поделиться опытом, информацией по моим вопросам: 1 — Входит ли летный состав в списки вредности т.е. положена ли им северная надбавка при выезде со стажем менее 15 лет (список 1 – 6 лет 8 мес., список 2 – 8 лет 4 мес.)? 2 — Положен ли северный коэффициент к пенсии в моем случае, так как доработал 4 месяца до 15 лет стажа спустя 10 лет после ухода на пенсию? 3 — Засчитывается ли налет бортоператором на Ан-26 (1976-1977 годы) в летный стаж. 4 — Как учитывается армейский налет в летном стаже ГА?

Заранее благодарю!

Во сколько лет пилоты выходят на заслуженный отдых

На назначение содержания возраст влияет не сильно, поскольку летчик может продолжать летать в роли командира до 65 лет, а после – в роли второго пилота, пока специальная медкомиссия не примет решение о допуске его к полетам.

Однако решение продолжить летать в таком возрасте принимает не каждый летчик в силу объективных причин: из-за регулярных нагрузок возникают проблемы со здоровьем, не позволяющие продолжать профессиональную деятельность. Чаще всего пилот отправляется в отставку по выслуге лет.

Согласно нормативно-правовой базе Российской Федерации, регулирующей вопросы, связанные с условиями выхода на пенсию, для мужчин-летчиков необходимый стаж работы должен составить 25 лет, а для представительниц слабого пола – 20 лет. Когда причиной отставки становится ухудшение здоровья, необходимое количество лет стажа снижается на 5 лет для обоих полов – до 20 и 15 лет соответственно.

Справка! В стаж засчитывается срок военной службы.

Для увольнения со службы по выслуге лет летчику необходимо предоставить подтверждение своего летного стажа, в качестве которого выступают сведения, содержащиеся в его летной книжке.

Этот документ сопровождает летчика в течение всего периода его профессиональной деятельности и содержит:

  • четкое документирование каждого полета;
  • допуски к полетам;
  • тренировки, которые были пройдены специалистом;
  • уровень его подготовки.

Назначение пособия по выслуге осуществляется с учетом летных часов:

  • пилоты, управляющие лайнером, должны «налетать» 6000 часов, если речь идет о мужчине, и 4800 часов – если о женщине;
  • пилоты, управляющие вертолетом, должны провести в небе 3100 часов и 2480 часов соответственно в зависимости от пола.

В месяц пилоты истребителей, лайнеров и частных самолетов не могут летать более 20 часов, а пилоты вертолетов – более 12 часов.

Полезно также почитать: Пенсия военного летчика

Размер пенсии

В определении размера пенсионного содержания учитывается несколько важных условий:

  1. Размер трудовой пенсии составляет 55% от средней зарплаты пилота. пилот, выходящий на пенсию, может выбрать период, за который будет рассчитан размер его средней зарплаты из двух вариантов: 5 лет непрерывного стажа, либо последние 2 года.
  2. Если до нужного летного стажа не хватает какого-то количества лет, за каждый такой год вычитается 2%. Социальное пособие при этом уменьшается в 2 раза за каждый недостающий год.
  3. На содержание влияет районный коэффициент, принятый в регионе, где проходила служба летчика.
  4. На размер пенсионного содержания влияет среднее значение по заработной плате в России за срок выслуги, совпадающий с выбранным пилотом ранее, и с размером отчислений в Пенсионный фонд РФ.

Внимание! Объем всех выплат не может составлять сумму, превышающую среднюю зарплату летчика более чем на 75%, если речь не идет о получении пилотом инвалидности при исполнении служебных обязанностей.

Размер надбавки к пенсии

Для расчета надбавки членам экипажей используется специальная формула:

  • Новый план спасения экономики после пандемии
  • Врачи выявили новые опасные осложнения коронавируса
  • Интересные факты о пользе и вреде какао

СД = СЗП х (СЗС / СЗРФ) х (СВ / СВД) х К, где:

  • СД – сумма доплаты.
  • СЗП – среднемесячная зарплата в РФ с 1.07 по 30.09 2001 с учетом ежегодной индексации(коэффициенты повышения определяются Постановлениями Правительства).
  • СЗС – средний месячный заработок сотрудника экипажа, исчисленный из предоставленной им справки за последние 24 или любые 60 месяцев подряд.
  • СЗРФ – среднемесячный заработок по России за аналогичный период. Важно: соотношение (СЗС / СЗРФ) вне зависимости от полученного результата не может превышать значения 5.
  • (СВ / СВД) – отношение среднемесячной суммы взносов, которые поступили от плательщиков взносов в бюджет ПФР в предыдущем квартале, к сумме средств на начало выплатного периода, необходимых для финансирования доплаты к пенсии. Значение устанавливается каждый квартал ПФР. Используется для корректировки величины доплаты к пенсии.
  • К – повышающий коэффициент, размер которого зависит от пола заявителя и выслуги лет:
Пол Выслуга лет Величина надбавки
Мужчины 25 0,55
Более 25 0,55 + (0,01 х Г), где Г – каждый полный год свыше 25-летней выслуги. Вне зависимости от полученного при исчислении результата максимальное значение – 0,75
20–25 при прекращении трудовой деятельности по состоянию здоровья 0,55 – (0,22 х Г), где Г – каждый полный или неполный год, не достающий до 25-летней выслуги
Женщины 20 0,55
Более 20 0,55 + (0,01 х Г), где Г – каждый полный год свыше 20-летней выслуги. Вне зависимости от полученного при вычислении результата максимум составляет 0,75
15–20 при прекращении трудовой деятельности по состоянию здоровья 0,55 – (0,22 х Г), где Г – каждый полный или неполный год, не достающий до 20-летней выслуги

Льготы и надбавки

В целом пенсионное содержание, полагающееся пилотам-пенсионерам, состоит из:

  • страховой части;
  • накопительной части;
  • прибавка за выслугу лет и специфические особенности профессиональной деятельности.

Таким образом, пенсионное обеспечение летчика-пенсионера – уже является доплатой.

Если стаж летчика был превышен, ему положены дополнительные начисления к имеющимся 55% от средней зарплаты в размере 1% за каждый год превышения.

Летчики-испытатели могут рассчитывать на надбавку к выплатам в виде дополнительных 10% от среднего размера зарплаты.

Надбавки, положенные летчикам за выслугу, считаются пожизненными, а их выплата происходит каждый месяц одновременно с основной пенсионной частью. Если летчик принимает решение о возвращении к своей профессиональной деятельности, то доплата в виде надбавки снимается с последующего месяца. Вернуть данные дополнительные выплаты можно в случае очередного ухода со службы.

Если пенсионер умер, то доплата невыплаченных надбавок осуществляется родственникам, проживающим вместе с пенсионером, после того, как ими будет подана соответствующая заявка.

Оформление

Для того чтобы будущий пенсионер смог рассчитывать на выплату положенного ему содержания, после увольнения ему нужно подать заявку на оформление пенсионного содержания.

Данная заявка может быть подана любым удобным способом из предложенных:

  • при личном обращении в Пенсионный фонд РФ;
  • через МФЦ;
  • через портал Госуслуги;
  • при обращении к авиакомпании-работодателю.

Для того чтобы заявка была принята, необходимо собрать и предоставить ряд документов (если речь идет о подаче заявки через Госуслуги – нужны сканированные версии документов):

  • паспорт гражданина РФ;
  • прошение на оформление содержания;
  • справка о размере зарплаты;
  • трудовая книжка летчика;
  • летная книжка и другие документы с указанием специального стажа пилота (справка о налете часов, документы, обосновывающие льготную специфику работы и пр.);
  • ИНН и страховое свидетельство;
  • медицинские документы (если пенсионное содержание назначается по состоянию здоровья).

Оплата содержания устанавливается со следующего месяца указанным в заявлении способом получения: на банковскую карту, либо через почтовое отделение.

Важно! В последующем способ выплаты можно изменить, если выбранный оказался неудобен.

Для того чтобы оформить заявку на выплату положенных доплат, пенсионер должен обратиться в ПФ РФ, имея при себе:

  • заявление;
  • паспорт гражданина РФ;
  • трудовую книжку;
  • документ, в котором зафиксирован специальный стаж пилота (летная книжка, справка о налете часов);
  • справку о размере зарплаты за выбранный летчиком период.

Полезно также почитать: Возраст выхода на пенсию у водителей

Роль в начислении выплат профсоюза летного состава

В профессиональном союзе летного состава числятся не только сами летчики, но и иные должностные лица, чья деятельность приравнивается к деятельности летчиков в вопросах выплат пенсионного содержания с доплатами. Это бортовые инженеры и механики, радисты, бортпроводники, операторы и пр.

Президиум профсоюза отстаивает интересы летного состава в вопросах назначения пенсий и доплат, регулирования их размера, обеспечения гарантированных условий для выхода на пенсию, а также рассматривает способы и возможности для улучшения пенсионных условий для летного состава, в том числе увеличения субсидий ушедшим на пенсию пилотам.

Кому положена доплата

Согласно пенсионному законодательству, данный вид доплаты положен как дополнительная гарантия в сфере соцобеспечения для членов летных экипажей воздушных судов, поскольку их работа отличается особым характером.

Надбавка – это самостоятельная социальная выплата, поэтому начисленная сумма не зависит от размера и вида пенсии, к которой она установлена.

  • Кому опасно есть арбузы
  • Самый опасный гаджет во время самоизоляции
  • Кому из пенсионеров увеличат пенсию до 30 тысяч рублей

Претендовать на прибавку по линии Пенсионного фонда вправе:

Категория получателей Профессии и должности
Летный состав
  • пилоты;
  • штурманы;
  • бортовые инженеры;
  • бортовые радисты;
  • бортовые механики;
  • другие специалисты (инструктор, инспектор, летный директор и пр.)
приравненные должности
  • десантники;
  • спасатели;
  • работники парашютно-десантных групп
Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]