По каким вопросам и куда можно пожаловаться на Пенсионный фонд

Пенсионный фонд России (ПФР) является государственным учреждением, в обязанность которого входят осуществление пенсионного страхования и социальное обеспечение граждан. Перечень функций ПФР довольно широк: персонифицированный учет, назначение и выплаты страховых пенсий, обработка отчетов плательщиков страховых взносов, назначение и выплата материнского капитала и так далее.

В этой связи Пенсионный фонд является тем учреждением, с которым граждане взаимодействуют наиболее часто. Однако не всегда застрахованные лица и страхователи удовлетворены работой учреждения. Нередко возникают спорные моменты, когда, по мнению граждан и организаций, сотрудники ПФР принимают неправомерные решения.

При этом закон позволяет обжаловать действия/бездействие сотрудников Пенсионного фонда в вышестоящие и контролирующие органы. Однако не все знают, каким образом обжалование можно осуществить. О том, как и куда жаловаться на Пенсионный фонд и пойдет речь далее в статье.

Причины претензий

В силу обширного перечня функций и задач, которые возложены на данное ведомство, оснований для подачи жалобы довольно много. Ниже приведем наиболее распространенные неправомерные действия сотрудников ПФР, которые граждане вправе обжаловать в установленном порядке.

Ошибочный расчет пенсии

Пенсионное законодательство довольно сложное и запутанное. При подсчете и начислении материальных выплат гражданам учитывается множество факторов, включая стаж, объем пенсионных прав, всевозможные льготы и послабления.

В этой связи нередко возникают ошибки при определении размера материального обеспечения. При этом неверный расчет, как правило, существенно снижает размер ежемесячной выплаты.

Как правило, неправильный подсчет происходит из-за того, что какой-либо период трудовой деятельности не был учтен сотрудниками при подсчете стажа. Однако, конечно, могут быть и иные причины.

Внимание! Важно понимать, что расчет пенсии производится на основании данных самого ПФР и представленных заявителем документов. Поэтому если у гражданина нет документальных подтверждений своей правоты, то, в первую очередь, следует озаботиться их получением, поскольку не подкрепленная доказательствами жалоба не принесет положительного результата.

Отказ в принятии документов и предоставлении государственной услуги

Установлено, что сотрудники ПФР не вправе отказывать в предоставлении услуг. Однако нередко возникают ситуации, когда под тем или иным предлогом в отделении отказываются принимать документы от гражданина, ссылаясь на неправильное их оформление, недостаточную комплектность или вовсе не называя причин.

Такие действия являются грубым нарушением закона. Сотрудники ПФР обязаны принимать заявления и иные документы в пределах своей компетенции. Если же в них содержатся ошибки или нарушен порядок подачи бумаг, то документы возвращаются заявителю, однако осуществляется это в строгом соответствии с установленной процедурой.

Нарушение сроков оказания услуг

В соответствии с законодательством та или иная услуга, находящаяся в компетенции Пенсионного фонда России, должна быть оказана не позднее истечения определенного срока. К примеру, назначение страховой пенсии осуществляется в течение 10 дней с момента принятия заявления. Однако возможен и более длительный срок рассмотрения – в течение 3 месяцев, однако причины такой отсрочки должны быть обоснованными.

Если сроки не соблюдаются или основания для более длительного рассмотрения отсутствуют, заявитель вправе обратиться с жалобой на бездействие должностных лиц ПФР.

Неподобающее поведение сотрудников Пенсионного фонда

Наиболее прозаичной причиной, по которой направляются жалобы на ПФР, является грубость сотрудников фонда.

Как правило, подобный конфликт имеет причину, не имеющую отношения к компетенции должностного лица, однако любое государственное учреждение имеет стандарты взаимодействия с гражданами, в рамках которых действуют определенные этические нормы. Иными словами, грубость и неподобающее поведение при работе с заявителями недопустимы.

Образцы заявлений в Пенсионный фонд

В основном получателям услуг ПФР требуются образцы для подачи следующих заявлений:

  • о назначении пенсии или об отказе от ее получения;
  • о перерасчете выплат;
  • о прекращении либо возобновлении выплат;
  • о разъяснении расчета пенсии;
  • об отсутствии трудовых отношений с работником;
  • на возврат излишне уплаченных страховых взносов;
  • на переход из НПФ в ПФР.

Образцы заявлений в Пенсионный фонд размещены ниже, а также на официальном сайте учреждения в разделе «Бланки и формы». Заявители могут скачать требуемый бланк, распечатать его и подать через интернет, лично или через представителя.

Образец заявления о назначении пенсии (.doc)

Образец заявления о перерасчете размера пенсии (.doc)

Образец заявления о прекращении выплаты пенсии (.doc)

Образец заявления о возобновлении выплаты пенсии (.doc)

Письмо об отсутствии трудовых отношений (.doc)

Образец заявления на возврат излишне уплаченных взносов (.doc)

Образец заявления о переходе из НПФ в ПФР (.doc)

Все формы и бланки

Доверенность для подачи заявления

Как и большинство организаций, оказывающих государственные услуги, ПФР позволяет гражданам обращаться через представителей. Для этого достаточно оформить доверенность, в которой заявитель позволит представлять свои интересы третьему лицу. Такой документ составляется в простой письменной форме, не требующей заверения нотариуса или самого ПФР. Бланк доверенности представлен ниже.

Бланк доверенности на представление интересов в ПФР (.doc)

Внимание! При обращении в ПФР по доверенности доверенному лицу необходимо иметь при себе сам документ, а также паспорта свой и доверителя (либо копии, заверенные у нотариуса).

Как правильно написать жалобу в ПФР

Каких-либо специальных требований, предъявляемых к такому документу, как жалоба, не существует. Компетентные органы обязаны принять обращение вне зависимости от характера его содержания.

Однако чтобы жалоба возымела действие, специалисты рекомендуют ее составлять в соответствии с правилами официального документооборота.

Так, обращаться следует в письменном виде. В нем не должно быть грубых грамматических ошибок, нежелательны опечатки и исправления.

Справка! Текст документа может быть написан собственноручно или набран на компьютере. Принципиального значения для возможности скорейшего рассмотрения обращения это не имеет.

Сама жалоба, являясь юридически значимым документом, должна иметь определенную структуру, благодаря чему изложенная в ней позиция будет более лаконичной и четкой.

Разберем подробнее:

  1. «Шапка» документа. В правом верхнем углу указываются данные о лице, направляющем обращение (ФИО, адрес места жительства, контакты), и учреждения, которому оно адресовано (наименование, адрес, ФИО и должность ответственного лица).
  2. Заглавие документа. Далее в центре страницы пишется слово «Жалоба» и вкратце то действие, которое и послужило причиной направления обращения. К примеру, «Жалоба на бездействие должностных лиц Пенсионного фонда России».
  3. Основная часть. Здесь гражданину следует вкратце описать возникшую ситуацию и объяснить, в чем именно заключается нарушение его прав. Тут нужно заметить, что стиль изложения должен быть наиболее беспристрастным, то есть не допускается проявлений эмоциональности и, тем более, оскорблений должностных лиц государственного органа.
  4. Просительная часть. Здесь следует указать, что именно требуется заявителю от контролирующего органа. К примеру, «Прошу обязать указанных должностных лиц отделения Пенсионного фонда произвести перерасчет пенсии в установленный законом срок».

Образец жалобы в Пенсионный фонд:

Жалоба в обязательном порядке заверяется подписью ее составителя, а также проставляется дата ее написания.

Важно! В тексте жалобы нет необходимости ссылаться на отдельные нормы права и положения законодательства. Однако наличие таких отсылок значительно увеличивает возможность положительного рассмотрения обращения.

Ниже рассмотрим ряд инстанций, которые осуществляют надзор за деятельностью сотрудников фонда.

В отделение ПФР

Контроль работы сотрудников возлагается на их непосредственного руководителя. Поэтому жалоба в адрес руководителя отделения будет эффективна в случае хамства и некомпетентности работающих с гражданами должностных лиц. Кроме этого, ему же следует жаловаться и на неправильную организацию приема граждан.

Руководителю территориального отдела

Территориальные отделы координируют деятельность отделений ПФР в конкретном регионе. Руководителю территориального отдела подают жалобу, если обращение к руководству отделения не принесло результата. Кроме этого, на имя руководства отдела подаются обращения, связанные с неправильным начислением пенсионных выплат, нарушением срока оказания услуг и так далее.

Если же обращение не возымело эффекта, то следует направить жалобу в вышестоящую инстанцию – Управление по работе с обращениями граждан Исполнительной дирекции ПФР.

В администрацию Президента РФ

Если обращение в вышестоящие органы ПФР не привело к положительному результату, то следует направить жалобу в администрацию Президента РФ, которая принимает меры реагирования на нарушения прав граждан.

В прокуратуру

Прокуратура является надзорным ведомством, в обязанности которого входит контроль исполнения законодательства. Обращение в прокуратуру целесообразно направлять в случаях систематического нарушения прав граждан органами ПФР.

Обращение в суд

Обращение в суд является наиболее эффективным способом защиты нарушенных прав. Однако в адрес судебного органа подается не жалоба, а заявление.

Оно рассматривается в порядке искового производства, в связи с чем требования к его составлению и порядку подачи устанавливаются процессуальным законодательством. Поскольку ошибки при составлении искового заявления недопустимы, то рекомендуется поручить эту задачу квалифицированному юристу.

Что можно написать в жалобе на ПФР

Граждане вправе оставить жалобу по поводу действий или бездействия Пенсионного фонда или отдельных сотрудников и уполномоченных лиц. Пожаловаться можно на следующие темы:

  1. На решение о расчете или перерасчете пенсии.
  2. На проблемы с доставкой пенсии.
  3. На отказ в предоставлении государственной услуги или нарушение сроков ее оказания.
  4. На требование документов, не предусмотренных законодательством.
  5. На нарушение сроков регистрации обращений.
  6. На требование оплаты за бесплатные услуги.

Образец жалобы в ПФР

Чтобы правильно написать жалобу, рекомендуем придерживаться образца, данного ниже.

Образец жалобы в Пенсионный фонд (.doc)

Обратите внимание на сведения, требуемые к указанию:

  • наименование территориального органа Пенсионного фонда или Ф. И. О. сотрудника, действия или решения которого обжалуются;
  • Ф. И. О., адрес проживания и прочие контакты заявителя (представителя);
  • описание сути проблемы;
  • аргументы гражданина, подтверждающие его несогласие с обжалуемыми действиями или решениями.

По желанию заявитель вправе добавить к жалобе документы, скриншоты, фотографии и иные файлы, доказывающие его правоту.

Как и куда отправить заявление в электронном виде

Сегодня все большее распространение получают электронные формы взаимодействия с государственными органами. Так, возможно подать жалобу в вышестоящие органы ПФР посредством официального сайта ведомства.

Для этого следует зайти на официальный сайт фонда, расположенный по веб-адресу https://es.pfrf.ru. Здесь следует найти вкладку «Обращения граждан». После ознакомления с правилами подачи обращений в электронном виде на экране появится специальная форма, которую следует заполнить. Следует отметить, что к тексту жалобы можно прикрепить сканы документов, которые к ней прилагаются в обоснование позиции. Срок рассмотрения обращения в электронном виде составляет 30 дней, равно как и при подаче его в форме бумажного документа.

Кроме того, есть возможность отправить заявление через Госуслуги.

Способы обращения в Пенсионный фонд

Пенсионный фонд России принимает обращения в форме заявлений и жалоб посредством следующих способов:

  • онлайн – через приемную или личный кабинет официального сайта и портала госуслуг;
  • письменно – можно написать письмо по адресу Пенсионного фонда или его отделения;
  • по телефону горячей линии и справочным телефонам для регионов;
  • при личном визите заявителя.

Контакты ПФР

Контактные данные, куда писать и отправлять жалобы, представлены в таблице ниже.

Вид связиКонтактные данные
Официальный сайт Пенсионного фонда Россииpfrf.ru
Горячая линия ПФРВыберите свой регион по ссылке
Справочные телефоны Пенсионного фонда России8-495-987-89-07; 8-495-987-89-14
Форма для отправки обращенийes.pfrf.ru/appeal/
Почтовый адрес ПФР119991, Москва, ул. Шаболовка, д. 4, Пенсионный фонд Российской Федерации

Желая подать жалобу на работу Пенсионного фонда, граждане могут привлечь к своей проблеме общественное внимание, чтобы с большей вероятностью добиться положительного решения вопроса. Для этого следует оставить обращение в электронном виде на этом сайте.

Жалоба через официальный сайт

Для подачи обращения через официальный сайт Пенсионного фонда РФ необязательно регистрировать личный профиль застрахованного лица. Достаточно воспользоваться онлайн-приемной.

Порядок действий:

  1. В разделе «Контакты» на сайте www.pfrf.ru найдите онлайн-приемную.

  2. Выберите свою категорию как заявителя.

  3. Ознакомьтесь с условиями дистанционного обслуживания.
  4. Заполните форму для отправки заявления.

Жалоба на горячую линию

Для каждого региона РФ выделена горячая линия Пенсионного фонда для местных граждан. Чтобы найти нужный номер, следует обратиться к сайту ведомства. Телефоны линий по областям даны в таблице выше.

Служба работает в режиме справочной и консультационной поддержки. Также по телефону горячей линии ПФР можно оставить жалобу на сотрудника или работу организации. Подать заявление в ПФР таким образом не удастся – сотрудники не будут обсуждать вопросы, касающиеся персональных данных клиента.

Обращение в личном кабинете онлайн

Чтобы подать обращение через личный кабинет ПФР в электронном виде:

  1. Откройте главную страницу www.pfrf.ru и перейдите к личному кабинету.

  2. Авторизуйтесь.
  3. Выберите нужную услугу и перейдите к заполнению онлайн-заявки.

  4. Укажите требуемые сведения и сформируйте заявление.

Внимание! Авторизация получателя услуг Пенсионного фонда осуществляется через его профиль на Госуслугах.

Заявление в Пенсионный фонд через Госуслуги

Чтобы подать заявление через портал «Госуслуги», необходимо иметь доступ к личному кабинету. Порядок действий для обращения граждан онлайн:

  1. Откройте страницу www.gosuslugi.ru и выполните авторизацию.
  2. Перейдите к нужному разделу меню «Услуги» либо найдите ПФР во вкладке «Органы власти».

  3. Выберите услугу, чтобы ознакомиться с ее описанием и перейти к оформлению.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]