Регулируется деятельность органов опеки и попечительства (ООП) 48 Федеральным законом, состоящим из 32 статей и 8 глав. В нем разъясняются общие понятия, права и обязанности уполномоченных лиц (опекунов, попечителей) и прочие нюансы. Утвержден нормативно-правовой акт 24 апреля 2008 года. Для соответствия нынешним реалиям правительство ежегодно вносит коррективы в законодательную базу. Увидеть изменения в законах, официальные комментарии уполномоченных лиц и готовящиеся законопроекты можно на сайтах, посвященных правовой тематике.
Правовое регулирование
2 статья ФЗ № 48 приводит основные понятия, применяемые в нормативном акте. Что представляет собой опека? Согласно Закону, это особый вид устройства малолетних граждан у опекунов, которые являются гражданами Российской Федерации. Представители назначаются соответствующими органами. Определяется их статус как законных представителей малолетнего лица. Вся совокупность юридически значимых действий, осуществляемых опекунами в отношении ребенка, именуется опекой.
Понятие попечительства несколько отличается от опеки. Согласно Закону, это особый вид устройства несовершеннолетних граждан, не являющихся малолетними (в возрасте от 14 до совершеннолетия). Назначенные государственными органами законные представители недееспособного лица должны всячески содействовать в осуществлении прав и обязанностей подопечного. Подопечным именуется опекаемый законными представителями гражданин.
Ключевые отличия опеки от усыновления
Основным отличием является тот факт, что при усыновлении ребёнок юридически приравнивается к родному, а при опекунстве права ограничены. При усыновлении ребенок может получить фамилию своих приёмных родителей, а при опекунстве – нет. Приёмных родителей можно лишить их родительских прав. Опекуну выплачиваются социальные пособия, в то время как в случае усыновления никаких пособий не начисляется.
Задачи и принципы государственного регулирования
В соответствии с 48-ФЗ «Об опеке и попечительстве», государственные власти должны всячески содействовать ювенальным институтам. Так, в задачи государственного регулирования должно входить:
- обеспечение исполнения своих полномочий опекунами и попечителями;
- обеспечение оптимального уровня жизни лиц, являющихся подопечными;
- обеспечение качественного выявления граждан, нуждающихся в опеке или попечительстве;
- защита свобод, прав и законных интересов подопечных;
- государственная поддержка юридических и физических лиц, в обязанности которых входит стимулирование деятельности опеки и попечительства.
ФЗ № 48 (с изменениями от 28.11.2015) закрепляет также основные принципы рассматриваемой деятельности. Здесь стоит выделить:
- тщательный надзор над исполнением обязанностей опекунами и попечителями;
- защиту прав и интересов подопечных;
- свободное принятие гражданами своих обязанностей в рассматриваемой области.
Отдельно стоит рассказать об обязанностях и правах соответствующих государственных органов.
Опекуны и попечители: их права, особенности назначения
ФЗ №48 регулирует деятельность опекунов и попечителей.Основные требования к опекающим прописаны вГражданском, Семейном кодексах РФ. В компетенции представителей государственных попечительских органов – осуществление запросов в полицию, медицинские учреждения и другие организации для установления особенностей личности потенциального попечителя.
От потенциального патрона можно требовать подготовки лишь тех справок, которые он может взять в соответствии с Законом РФ. Вся документация для оформления опеки должна представляться бесплатно.
В первую очередь на роль опекуна или попечителя рассматривают близких родственников: мать, отца, бабушку, дедушку, брата, сестру, родных дядю или тетю. При появлении разногласий между опекаемыми одного попечителя, опекунские органы должны предоставить каждому гражданину, нуждающемуся в уходе, временного попечителя до разрешения споров.
За подопечным может ухаживать только один человек. Один гражданин осуществляет уход только за одним человеком, исключением являются ситуации, когда под опеку отдаются братья или сестры.
Больше опекающих может быть оформлено при исключительных случаях государственными попечительскими органами. При этом все они должны будут защищать правапатронируемого в равной мере. Ответственностьзаоказание медицинской помощи, предоставление образования, воспитания должна распределяться между опекающими равномерно.
При назначении опекунов нужно руководствоваться Семейным и Гражданским кодексом РФ. Чтобы найти опекуна, у органов опеки есть месяц. Оформиться может человек, подавший заявление письменно или согласившийся с назначением на должность.
Если человека для ухода не находят за месяц, функции опекающего выполняет попечительский орган, территориально расположенный в месте проживания гражданин, нуждающегося в опекунском уходе.
При определении опекаемого в специальные учреждения на обучение, лечение, получение социальной помощи, опекун не прекращает выполнение своих обязанностей. Опекаемого человека иногда помещают на проживание в специализированное учреждение, при этом функции опекуна, попечителя возлагаются на представителей этой организации.
Отношения между опекающим и патронируемым оформляется в виде акта государственных опекунских органов. В нем указывается период времени, за которое будут исполняться обязанности опекуна.
Данный документ может быть оспорен в судебном порядке родственниками гражданина, нуждающегося в опекунском уходе. В соответствии с Федеральным Законом, если попечительские органы не назначили вовремя опекуна или попечителя и этим нанесли вред гражданину, возмещается.
Практикуется назначение временного опекающего, если это вынуждают сделать обстоятельства. Как постоянно, так и временно для опеки оформляется совершеннолетний опекун, дееспособный. Потенциальный патрон должен представить удостоверение личности и позволить обследовать личное жилье, чтобы установить, может ли в нем проживать опекаемый. Собирать остальные справки не нужно.
Опекуны и попечители, исполняющие обязанности временно, имеют те же права и обязанности, что и постоянные. Исключение составляют сделки с имуществом подопечного. Временно оформить под опеку можно на два месяца.
Как назначается опекун или попечитель?
Назначить опекуна могут по просьбе матери и отца, если для этого есть весомые причины. В заявлении родители указывают потенциального опекающего и отрезок времени, необходимый для опеки. Мать или отец может назначить опекуна на случай собственной смерти, если нет второго родителя. Заявление заверяется подписью и удостоверяется третьим лицом: представителем попечительских органов, начальником, главным врачом и т.п. Возможно неоднократное изменение заявления.
Выбрать попечителя может несовершеннолетний гражданин, нуждающийся в нем, написав заявление и точно указав человека.Если назначение опекуна противоречит законодательству РФ или данному ФЗ, от его назначения можно отказаться.
Согласно ФЗ №48, возможно оформление опекунского ухода при помощи договорас потенциальным опекающим.Опекунские органы не могут уклоняться от оформления договора без уважительных причин. Как только бумаги подписаны, опекун может приступать к выполнению своих обязанностей.
Федеральный Закон об опеке и попечительстве защищает права опекающих. Семейный кодекс РФ регулирует вопросы воспитания, образования несовершеннолетних. Опекун – законный представитель патронируемого, защищает все его интересы. Попечитель – содействует защите прав малолетнего опекаемого, контролирует совершаемые сделки.
При оформлении опеки в документах можно прописать особые требования по осуществлению обязанностей опекающего, которые запретят определенные действия. Если опекун или попечитель вынуждены изменить место проживания опекаемого, они обязаны известить государственные попечительские органы.
Осуществлять опеку и попечительство по Закону РФ нужно бесплатно. Оплачивать работу опекуна или попечителя могут в исключительных случаях. Опекающий может рассчитывать на возмещение затрат из доходов опекаемого. Вознаградить опекуна могут из средств подопечного, бюджетных средств РФ.
Если патрон заинтересован в безвозмездном пользовании имуществом опекаемого, он вправе попросить об этом вместо награждения заисполнение обязанностей. Особенности использования имущества прописываются в договоре.
Права и обязанности органов попечительства и опеки
Закон 48-ФЗ «Об опеке» в главе 2 закрепляет основные полномочия и задачи государственных органов, реализующих полномочия в рассматриваемой сфере. Что это за инстанции? Согласно статье 6, это региональные органы исполнительной власти.
В задачи таких органов входит следующее:
- защита свобод, прав и законных интересов лиц, которые нуждаются в опеке или попечительстве со стороны граждан;
- качественный надзор за исполнением своих обязанностей опекунами и попечителями;
- контроль над сохранением имущества несовершеннолетних, находящихся под надзором соответствующих лиц или организаций.
Стоит также отметить, что, в соответствии с 48-ФЗ «Об опеке и попечительстве», рассматриваемые государственные инстанции имеют следующие виды прав:
- обращение в судебные инстанции с заявлением о необходимости признать отдельных граждан недееспособными или частично дееспособными;
- законное освобождение попечителей или опекунов от исполнения своих обязанностей;
- представление интересов несовершеннолетних лиц во время судопроизводства;
- выдача разрешений на совместное или раздельное проживание попечителей или опекунов с подопечными;
- проверка жилищных условий в тех местах, где проживают подопечные, а также некоторые другие полномочия.
Закон, таким образом, четко регламентирует основные положения, связанные с правовым статусом всех субъектов нормативного акта.
Министерство социального развития, опеки и попечительства Иркутской области
Нормативные правовые акты Российской Федерации, регламентирующие опеку, попечительство патронаж отдельных категорий совершеннолетних граждан:
Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая)
Федеральный закон от 24 апреля 2008 года № 48-ФЗ «Об опеке и попечительстве»
Закон Российской Федерации от 2 июля 1992 года № 3185-1 «О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании»
Постановление Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2010 года № 927 «Об отдельных вопросах осуществления опеки и попечительства в отношении совершеннолетних недееспособных или не полностью дееспособных граждан»
Приказ Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 8 августа 2011 года № 891н «О реализации пункта 17 правил подбора, учета и подготовки граждан, выразивших желание стать опекунами или попечителями совершеннолетних недееспособных или не полностью дееспособных граждан, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2010 года № 927»
Методические рекомендации:
Руководство по соблюдению обязательных требований в сфере опеки и попечительства в отношении совершеннолетних недееспособных или не полностью дееспособных граждан, разработанное Федеральной службой по труду и занятости (2017 год)
Нормативные правовые акты Иркутской области, регламентирующие отдельные вопросы опеки, попечительства, патронажа отдельных категорий совершеннолетних граждан
:
Положение о министерстве социального развития, опеки и попечительства Иркутской области, утверждено постановлением Правительства Иркутской области от 18 сентября 2009 года № 261/40-пп
Административный регламент предоставления государственной , утвержден приказом министерства социального развития, опеки и попечительства Иркутской области от 5 апреля 2012 года № 43-мпр
Административный регламент предоставления государственной , утвержден приказом министерства социального развития, опеки и попечительства Иркутской области от 19 апреля 2012 года № 55-мпр
Административный регламент «Выдача предварительного разрешения опекуну на заключение, попечителю — на дачу согласия на заключение договора о передаче имущества подопечного в пользование на срок более чем пять лет при наличии обстоятельств, свидетельствующих об особой выгоде такого договора, если федеральным законом не установлен иной предельный срок», утвержден приказом министерства социального развития, опеки и попечительства Иркутской области от 16 мая 2012 года № 89-мпр
Административный регламент предоставления государственной , утвержден приказом министерства социального развития, опеки и попечительства Иркутской области от 18 мая 2012 года № 99-мпр
Административный регламент предоставления государственной , утвержден приказом министерства социального развития, опеки и попечительства Иркутской области от 18 мая 2012 года № 113-мпр
Административный регламент предоставления государственной , утвержденный приказом министерства социального развития, опеки и попечительства Иркутской области от 26 июня 2012 года № 176-мпр»
→ Опека
Гражданин, который вследствие психического расстройства не может понимать значения своих действий или руководить ими, может быть признан судом недееспособным в порядке, установленном гражданским процессуальным законодательством. Над ним устанавливается опека.
Опека – форма устройства малолетних граждан (несовершеннолетних граждан не достигших возраста четырнадцати лет) и граждан, признанных судом недееспособными, при которой назначенные органом опеки и попечительства граждане (опекуны) являются законными представителями подопечных и совершают от их имени и в их интересах все юридически значимые действия.
→ Попечительство
Гражданин, который вследствие злоупотребления спиртными напитками или наркотическими средствами ставит свою семью в тяжелое материальное положение, может быть ограничен судом в дееспособности в порядке, установленном гражданским процессуальным законодательством. Над ним устанавливается попечительство.
Попечительство – форма устройства несовершеннолетних граждан в возрасте от четырнадцати до восемнадцати лет и граждан, ограниченных судом в дееспособности, при которой назначенные органом опеки и попечительства граждане (попечители) обязаны оказывать несовершеннолетним подопечным содействие в осуществлении их прав и исполнении обязанностей, охранять несовершеннолетних подопечных от злоупотреблений со стороны третьих лиц, а также давать согласие совершеннолетним подопечным на совершение ими сделок, за исключением мелких бытовых, на получение заработка, пенсии и иных доходов и распоряжение ими.
Гражданин, ограниченный судом в дееспособности самостоятельно несет имущественную ответственность по совершенным им сделкам и за причиненный им вред.
→ Патронаж
Патронаж устанавливается над совершеннолетним дееспособным гражданином, который по состоянию здоровья не способен самостоятельно осуществлять и защищать свои права и исполнять свои обязанности.
В течение месяца со дня выявления совершеннолетнего дееспособного гражданина, который по состоянию здоровья не может самостоятельно осуществлять и защищать свои права и исполнять свои обязанности, ему назначается органом опеки и попечительства помощник. Помощник может быть назначен с его согласия в письменной форме, а также с согласия в письменной форме гражданина, над которым устанавливается патронаж. Работник организации, осуществляющей социальное обслуживание совершеннолетнего дееспособного гражданина, нуждающегося в установлении над ним патронажа, не может быть назначен помощником такого гражданина.
Помощник совершеннолетнего дееспособного гражданина совершает действия в интересах гражданина, находящегося под патронажем, на основании заключаемых с этим лицом договора поручения, договора доверительного управления имуществом или иного договора.
Орган опеки и попечительства осуществляет контроль за исполнением помощником совершеннолетнего дееспособного гражданина своих обязанностей и извещает находящегося под патронажем гражданина о нарушениях, допущенных его помощником и являющихся основанием для расторжения заключенных между ними договора поручения, договора доверительного управления имуществом или иного договора.
→ Формы документов
— Заявление гражданина, выразившего желание стать опекуном или попечителем совершеннолетнего недееспособного или не полностью дееспособного гражданина.
— Заявление о назначении помощника.
— Заявление о назначении помощником.
— Форма отчета опекуна о хранении, об использовании имущества совершеннолетнего недееспособного гражданина и управлении этим имуществом.
— Форма отчета попечителя об использовании имущества совершеннолетнего не полностью дееспособного гражданина и управлении этим имуществом.
→ Перечень документов, которые должен представить в орган опеки и попечительства гражданин, выразивший желание стать опекуном (попечителем) совершеннолетнего гражданина, признанного судом недееспособным (ограниченно дееспособным)
Гражданин, выразивший желание стать опекуном
, представляет в орган опеки и попечительства по месту жительства следующие документы:
а) заявление о назначении опекуном, поданное в форме документа на бумажном носителе либо в форме электронного документа;
б) справка с места работы с указанием должности и размера средней заработной платы за последние 12 месяцев, а для граждан, не состоящих в трудовых отношениях, — иной документ, подтверждающий доходы (для пенсионеров — копии пенсионного удостоверения);
в) медицинское заключение о состоянии здоровья по результатам освидетельствования гражданина, выразившего желание стать опекуном, выданное в порядке, устанавливаемом Министерством здравоохранения Российской Федерации;
г) копия свидетельства о браке (если гражданин, выразивший желание стать опекуном, состоит в браке);
д) письменное согласие совершеннолетних членов семьи с учетом мнения детей, достигших 10-летнего возраста, проживающих совместно с гражданином, выразившим желание стать опекуном, на совместное проживание совершеннолетнего подопечного с опекуном (в случае принятия решения опекуном о совместном проживании совершеннолетнего подопечного с семьей опекуна);
е) документ о прохождении гражданином, выразившим желание стать опекуном, подготовки в порядке, установленном настоящими Правилами (при наличии);
ж) автобиография.
Гражданин, выразивший желание стать опекуном, при подаче заявления о назначении опекуном должен предъявить паспорт или иной документ, удостоверяющий личность.
Гражданин, выразивший желание стать опекуном (попечителем), являющийся близким родственником недееспособного гражданина, с которым постоянно совместно проживал не менее 10 лет на день подачи заявления о назначении опекуном
, представляет в орган опеки и попечительства по месту жительства следующие документы:
— заявление о назначении опекуном, поданное в форме документа на бумажном носителе либо в форме электронного документа;
— документы, подтверждающие родство с совершеннолетним подопечным;
— медицинское заключение о состоянии здоровья по результатам медицинского освидетельствования гражданина, выразившего желание стать опекуном, выданное в порядке, устанавливаемом Министерством здравоохранения Российской Федерации;
— копию свидетельства о браке (если близкий родственник, выразивший желание стать опекуном, состоит в браке).
→ Права и обязанности опекунов, попечителей, помощников
Перечень основных прав и обязанностей опекуна совершеннолетнего гражданина, признанного судом недееспособным:
1. Опекун выступает в защиту прав и интересов своего подопечного в отношениях с любыми лицами, в том числе в судах, без специального полномочия (пункт 2 статьи 31 Гражданского кодекса Российской Федерации).
2. Опекун является представителем подопечного в силу закона и совершает от его имени и в его интересах все необходимые сделки (пункт 2 статьи 32 Гражданского кодекса Российской Федерации; пункт 2 статьи 15 Федерального закона от 24 апреля 2008 года № 48-ФЗ «Об опеке и попечительстве»).
3. Опекун обязан принять имущество подопечного по описи от лиц, осуществлявших его хранение в трехдневный срок с момента возникновения своих прав и обязанностей (пункт 1 статьи 18 Федерального закона от 24 апреля 2008 года № 48-ФЗ «Об опеке и попечительстве»).
4. Опекун обязан заботиться о содержании своего подопечного, об обеспечении его уходом и лечением, защищать его права и интересы (пункт 3 статьи 36 Гражданского кодекса Российской Федерации).
5. Опекун не имеет право собственности на имущество подопечного, в том числе на суммы алиментов, пенсий, пособий и иных предоставляемых на содержание подопечных социальных выплат (пункт 1 статьи 17 Федерального закона от 24 апреля 2008 года № 48-ФЗ «Об опеке и попечительстве»).
6. Опекун не вправе пользоваться имуществом подопечных в своих интересах, за исключением случаев пользования имуществом подопечного с разрешения органа опеки и попечительства (пункт 4 статьи 17 Федерального закона от 24 апреля 2008 года № 48-ФЗ «Об опеке и попечительстве»).
7. При необходимости, если этого требуют интересы подопечного, опекун незамедлительно обязан предъявить в суд иск об истребовании имущества подопечного из чужого незаконного владения или принять иные меры по защите имущественных прав подопечного (пункт 4 статьи 18 Федерального закона от 24 апреля 2008 года № 48-ФЗ «Об опеке и попечительстве»).
8. Опекун обязан заботиться о переданном им имуществе подопечных как о своем собственном, не допускать уменьшения стоимости имущества подопечного и способствовать извлечению из него доходов. Исполнение опекуном указанных обязанностей осуществляется за счет имущества подопечного (пункт 5 статьи 18 Федерального закона от 24 апреля 2008 года № 48-ФЗ «Об опеке и попечительстве»).
9. Опекун не вправе без предварительного разрешения органа опеки и попечительства совершать сделки по отчуждению, в том числе обмену или дарению имущества подопечного, сдаче его внаем (в аренду), в безвозмездное пользование или в залог, сделок, влекущих отказ от принадлежащих подопечному прав, раздел его имущества или выдел из его долей, а также любых других сделок, влекущих уменьшение имущества подопечного (пункт 2 статьи 37 Гражданского кодекса Российской Федерации, пункт 1 статьи 21 Федерального закона от 24 апреля 2008 года № 48-ФЗ «Об опеке и попечительстве»).
10. Опекун, его (её) супруг и близкие родственники не вправе совершать сделки с подопечным, за исключением передачи имущества подопечному в качестве дара или в безвозмездное пользование, а также представлять подопечного при заключении сделок или ведении судебных дел между подопечным и супругом (супругой) опекуна и их близкими родственниками (пункт 3 статьи 37 Гражданского кодекса Российской Федерации).
11. Опекун вправе вносить денежные средства подопечного только в кредитные организации, не менее половины акций (долей) которых принадлежат Российской Федерации (пункт 3 статьи 19 Федерального закона от 24 апреля 2008 года № 48-ФЗ «Об опеке и попечительстве»).
12. Опекун не вправе заключать кредитный договор и договор займа от имени подопечного, выступающего заемщиком, за исключением случаев, если получение займа требуется в целях содержания подопечного или обеспечения его жилым помещением. Кредитный договор, договор займа от имени подопечного в указанных случаях заключаются с предварительного разрешения органа опеки и попечительства (пункт 4 статьи 19 Федерального закона от 24 апреля 2008 года № 48-ФЗ «Об опеке и попечительстве»).
13. Опекун не вправе заключать договор о передаче имущества подопечного в пользование, если срок пользования имуществом превышает пять лет. В исключительных случаях заключение договора о передаче имущества подопечного в пользование на срок более чем пять лет допускается с предварительного разрешения органа опеки и попечительства при наличии обстоятельств, свидетельствующих об особой выгоде такого договора (пункт 6 статьи 19 Федерального закона от 24 апреля 2008 года № 48-ФЗ «Об опеке и попечительстве»).
14. Опекун обязан извещать органы опеки и попечительства о перемене места жительства не позднее дня, следующего за днем выбытия подопечного с прежнего места жительства (пункт 2 статьи 36 Гражданского кодекса Российской Федерации, пункт 5 статьи 15 Федерального закона от 24 апреля 2008 года № 48-ФЗ «Об опеке и попечительстве»).
15. Если основания, в силу которых гражданин был признан недееспособным, отпали, опекун обязан ходатайствовать перед судом о признании подопечного дееспособным (пункт 5 статьи 36 Гражданского кодекса Российской Федерации).
16. Опекун может быть освобожден от исполнения им своих обязанностей по его просьбе (пункт 2 статьи 39 Гражданского кодекса Российской Федерации, пункт 3 статьи 29 Федерального закона от 24 апреля 2008 года № 48-ФЗ «Об опеке и попечительстве»).
17. Опекун ежегодно не позднее 1 февраля текущего года, если иной срок не установлен договором об оcуществлении опеки или попечительства, представляет в орган опеки и попечительства отчет в письменной форме за предыдущий год о хранении, об использовании имущества подопечного и об управлении имуществом подопечного с приложением документов (копий товарных чеков, квитанций об уплате налогов, страховых сумм и других платежных документов (пункт 1 статьи 25 Федерального закона от 24 апреля 2008 года № 48-ФЗ «Об опеке и попечительстве»).
— в отчете опекуна о хранении, об использовании имущества совершеннолетнего недееспособного гражданина и управлении этим имуществом не требуется указание полученных в течение отчетного периода сумм пенсий, и иных социальных выплат, принадлежащих подопечному, если опекуном является близкий родственник из числа родителей, бабушек, дедушек, братьев, сестер, детей и внуков.
18. Опекуны несут ответственность по сделкам, совершенным от имени подопечных, в порядке, установленном гражданским законодательством (пункт 1 статьи 26 Федерального закона от 24 апреля 2008 года № 48-ФЗ «Об опеке и попечительстве»).
19. Опекуны отвечают за вред, причиненный по их вине личности или имуществу подопечного, в соответствии с предусмотренными гражданским законодательством правилами об ответственности за причинение вреда (пункт 2 статьи 26 Федерального закона от 24 апреля 2008 года № 48-ФЗ «Об опеке и попечительстве»).
20. Опекуны несут уголовную ответственность, административную ответственность за свои действия или бездействие в порядке, установленном соответственно законодательством Российской Федерации, законодательством субъектов Российской Федерации (пункт 4 статьи 26 Федерального закона от 24 апреля 2008 года № 48-ФЗ «Об опеке и попечительстве»).
21. Опекун гражданина, признанного судом недееспособным, извещает орган опеки и попечительства по месту жительства подопечного о даче согласия на лечение в психиатрическом стационаре не позднее дня, следующего за днем указанного согласия (статья 11 Закона Российской Федерации от 2 июля 1992 года № 3185-1 «О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании»).
22. Опекун гражданина, признанного судом недееспособным, извещает орган опеки и попечительства по месту жительства подопечного об отказе от лечения в психиатрическом стационаре или его прекращении не позднее дня, следующего за днем указанных отказа от лечения или его прекращения (статья 12 Закона Российской Федерации от 2 июля 1992 года № 3185-1 «О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании).
23. Опекун гражданина, признанного судом недееспособным, извещает орган опеки и попечительства по месту жительства подопечного о просьбе или даче согласия на проведение психиатрического освидетельствования подопечного не позднее дня, следующего за днем такой просьбы или дачи указанного согласия (статья 23 Закона Российской Федерации от 2 июля 1992 года № 3185-1 «О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании»).
24. Опекун гражданина, признанного судом недееспособным, извещает орган опеки и попечительства по месту жительства подопечного о просьбе или даче согласия на помещение его подопечного в психиатрический стационар не позднее дня, следующего за днем такой просьбы или дачи указанного согласия (статья 28 Закона Российской Федерации от 2 июля 1992 года № 3185-1 «О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании»).
Перечень основных прав и обязанностей попечителя совершеннолетнего гражданина, ограниченного судом в дееспособности:
1. Попечитель дает согласие на совершение тех сделок, которые гражданин, находящийся под попечительством, не вправе совершать самостоятельно (пункт 2 статьи 33 Гражданского кодекса Российской Федерации).
2. Попечитель не имеет право собственности на имущество подопечного, в том числе на суммы алиментов, пенсий, пособий и иных предоставляемых на содержание подопечных социальных выплат (пункт 1 статьи 17 Федерального закона от 24 апреля 2008 года № 48-ФЗ «Об опеке и попечительстве»).
3. Попечитель не вправе пользоваться имуществом подопечных в своих интересах, за исключением случаев пользования имуществом подопечного с разрешения органа опеки и попечительства (пункт 4 статьи 17 Федерального закона от 24 апреля 2008 года № 48-ФЗ «Об опеке и попечительстве»).
4. Попечитель не вправе без предварительного разрешения органа опеки и попечительства давать согласие на совершение сделок по отчуждению, в том числе обмену или дарению имущества подопечного, сдаче его внаем (в аренду), в безвозмездное пользование или в залог, сделок, влекущих отказ от принадлежащих подопечному прав, раздел его имущества или выдел из его долей, а также любых других сделок, влекущих уменьшение имущества подопечного (пункт 2 статьи 37 Гражданского кодекса Российской Федерации, пункт 1 статьи 21 Федерального закона от 24 апреля 2008 года № 48-ФЗ «Об опеке и попечительстве»).
5. Попечитель, его (её) супруг и близкие родственники не вправе совершать сделки с подопечным, за исключением передачи имущества подопечному в качестве дара или в безвозмездное пользование, а также представлять подопечного при заключении сделок или ведении судебных дел между подопечным и супругом (супругой) попечителя и их близкими родственниками (пункт 3 статьи 37 Гражданского кодекса Российской Федерации).
6. Попечитель вправе давать согласие на внесение денежных средств подопечного только в кредитные организации, не менее половины акций (долей) которых принадлежат Российской Федерации (пункт 3 статьи 19 Федерального закона от 24 апреля 2008 года № 48-ФЗ «Об опеке и попечительстве»).
7. Попечитель не вправе давать согласие на заключение кредитного договора и договора займа от имени подопечного, выступающего заемщиком, за исключением случаев, если получение займа требуется в целях содержания подопечного или обеспечения его жилым помещением. Кредитный договор, договор займа от имени подопечного в указанных случаях заключаются с предварительного разрешения органа опеки и попечительства (пункт 4 статьи 19 Федерального закона от 24 апреля 2008 года № 48-ФЗ «Об опеке и попечительстве»).
8. Попечитель не вправе давать согласие на заключение договора о передаче имущества подопечного в пользование, если срок пользования имуществом превышает пять лет. В исключительных случаях заключение договора о передаче имущества подопечного в пользование на срок более чем пять лет допускается с предварительного разрешения органа опеки и попечительства при наличии обстоятельств, свидетельствующих об особой выгоде такого договора (пункт 6 статьи 19 Федерального закона от 24 апреля 2008 года № 48-ФЗ «Об опеке и попечительстве»).
9. Попечитель вправе требовать признания недействительными сделок, совершенных его подопечным без согласия попечителя (пункт 3 статьи 22 Федерального закона от 24 апреля 2008 года № 48-ФЗ «Об опеке и попечительстве»).
10. Попечитель обязан извещать органы опеки и попечительства о перемене места жительства не позднее дня, следующего за днем выбытия подопечного с прежнего места жительства (пункт 2 статьи 36 Гражданского кодекса Российской Федерации, пункт 5 статьи 15 Федерального закона от 24 апреля 2008 года № 48-ФЗ «Об опеке и попечительстве»).
11. Если основания, в силу которых гражданин был признан ограниченно дееспособным вследствие злоупотребления спиртными напитками или наркотическими средствами отпали, попечитель обязан ходатайствовать перед судом о признании подопечного дееспособным и о снятии с него попечительства (пункт 5 статьи 36 Гражданского кодекса Российской Федерации).
12. Попечитель может быть освобожден от исполнения им своих обязанностей по его просьбе (пункт 2 статьи 39 Гражданского кодекса Российской Федерации, пункт 3 статьи 29 Федерального закона от 24 апреля 2008 года № 48-ФЗ «Об опеке и попечительстве»).
13. Попечители отвечают за вред, причиненный по их вине личности или имуществу подопечного, в соответствии с предусмотренными гражданским законодательством правилами об ответственности за причинение вреда (пункт 2 статьи 26 Федерального закона от 24 апреля 2008 года № 48-ФЗ «Об опеке и попечительстве»).
14. Попечители несут уголовную ответственность, административную ответственность за свои действия или бездействие в порядке, установленном соответственно законодательством Российской Федерации, законодательством субъектов Российской Федерации (пункт 4 статьи 26 Федерального закона от 24 апреля 2008 года № 48-ФЗ «Об опеке и попечительстве»).
Перечень основных прав и обязанностей помощника совершеннолетнего дееспособного гражданина, который по состоянию здоровья не способен самостоятельно осуществлять и защищать свои права и исполнять свои обязанности:
1. Помощник может быть назначен с его согласия в письменной форме, а также с согласия в письменной форме гражданина, над которым устанавливается патронаж (статья 41 Гражданского кодекса Российской Федерации).
2. Помощник совершеннолетнего дееспособного гражданина совершает действия в интересах гражданина, находящегося под патронажем, на основании заключаемых с этим лицом договора поручения, договора доверительного управления имуществом или иного договора (статья 41 Гражданского кодекса Российской Федерации).
3. Помощник обязан надлежащим образом исполнять обязательства по договору доверительного, управления, договору поручения или иному договору, заключенному с гражданином, в отношении которого установлен патронаж, в соответствии с условиями данного договора и требованиями действующего законодательства (статья 309 Гражданского кодекса Российской Федерации).
4. В отношении имущества гражданина, в отношении которого установлен патронаж, переданного в доверительное управление, помощник осуществляет правомочия собственника в пределах, предусмотренных законом и договором доверительного управления имуществом (пункт 1 статьи 1020 Гражданского кодекса Российской Федерации).
5. Помощник обязан представлять гражданину, в отношении которого установлен патронаж, отчет о своей деятельности по исполнению договора доверительного управления в сроки и в порядке, которые установлены данным договором (пункт 4 статьи 1020 Гражданского кодекса Российской Федерации).
6. Помощник, не проявивший при доверительном управлении имуществом гражданина, в отношении которого установлен патронаж, должной заботливости возмещает упущенную выгоду либо убытки, причиненные утратой или повреждением имущества, с учетом его естественного износа, а также несет ответственность за причиненные убытки, если не докажет, что эти убытки произошли вследствие непреодолимой силы либо действий гражданина, в отношении которого установлен патронаж (пункт 1 статьи 1022 Гражданского кодекса Российской Федерации).
7. Помощник, исполняющий договор поручения, обязан:
— по требованию гражданина, в отношении которого установлен патронаж, сообщать все сведения о ходе исполнения поручения;
— передавать без промедления все полученное по сделкам, совершенным во исполнение поручения.
— по исполнении поручения или при прекращении договора поручения до его исполнения без промедления возвратить доверенность, срок действия которой не истек, и представить отчет с приложением оправдательных документов, если это требуется по условиям договора или характеру поручения (статья 974 Гражданского кодекса Российской Федерации).
8. Помощник вправе отказаться от исполнения договора доверительного управления имуществом, договора поручения или иного договора (пункт 3 статьи 450, пункт 2 статьи 977, пункт 1 статьи 1024 Гражданского кодекса Российской Федерации).
9. В случае отказа от исполнения договора поручения, предусматривающего действия поверенного в качестве коммерческого представителя, помощник обязан уведомить другую сторону о прекращении договора не позднее, чем за тридцать дней до дня отказа от него, если договором не предусмотрен иной срок уведомления (пункт 3 статьи 977 Гражданского кодекса Российской Федерации).
10. В случае отказа от исполнения договора доверительного управления имуществом, помощник обязан уведомить другую сторону о прекращении договора за три месяца до прекращения договора, если договором не предусмотрен иной срок уведомления (пункт 2 статьи 1024 Гражданского кодекса Российской Федерации).
11. Помощник вправе требовать изменения условий договора или его расторжения в судебном порядке (статья 450 Гражданского кодекса Российской Федерации).
→ Безвозмездное и возмездное исполнение обязанностей по опеке и попечительству
Обязанности по опеке и попечительству исполняются безвозмездно, за исключением случаев, установленных пунктом 2 статьи 16 Федерального закона от 24 апреля 2008 года № 48-ФЗ «Об опеке и попечительстве» (Федеральный закон № 48-ФЗ).
В соответствии пунктом 2 статьи 16 Федерального закона № 48-ФЗ орган опеки и попечительства, исходя из интересов подопечного, вправе заключить с опекуном или попечителем договор об осуществлении опеки или попечительства на возмездных условиях. Вознаграждение опекуну или попечителю может выплачиваться за счет доходов от имущества подопечного, средств третьих лиц, а также средств бюджета субъекта Российской Федерации.
Предельный размер вознаграждения, выплачиваемого опекуну или попечителю по договору за счет доходов от имущества совершеннолетнего подопечного, не может превышать 5 процентов дохода от имущества совершеннолетнего подопечного за отчетный период, определяемого по отчету опекуна о хранении, об использовании имущества совершеннолетнего недееспособного гражданина и управлении этим имуществом или по отчету попечителя об использовании имущества совершеннолетнего не полностью дееспособного гражданина и управлении этим имуществом.
Случаи и порядок выплаты вознаграждения опекунам или попечителям за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации устанавливаются законами субъектов Российской Федерации.
По просьбе опекуна или попечителя, добросовестно исполняющих свои обязанности, орган опеки и попечительства вместо выплаты вознаграждения вправе разрешить им безвозмездно пользоваться имуществом подопечного в своих интересах. В договоре об осуществлении опеки или попечительства должны быть указаны состав имущества подопечного, в отношении которого разрешено безвозмездное пользование, и срок пользования имуществом подопечного. Орган опеки и попечительства вправе досрочно прекратить пользование имуществом подопечного при неисполнении или ненадлежащем исполнении опекуном или попечителем своих обязанностей, а также при существенном нарушении опекуном или попечителем имущественных прав и интересов подопечного.
Безвозмездное пользование опекуном или попечителем жилым помещением, принадлежащим подопечному, допускается при удаленности места жительства опекуна или попечителя от места жительства подопечного, а также при наличии других исключительных обстоятельств.
→ Вопрос — ответ
О правовом статусе попечителей и опекунов
48-ФЗ «Об опеке и попечительстве» закрепляет нормы, характеризующие правовой статус субъектов закона. Так, статья 10 повествует о порядке определения граждан, имеющих возможность стать законными представителями несовершеннолетнего лица. Здесь выделяются следующие требования:
- опекун или попечитель дает письменное согласие;
- успешно пройден предварительный этап опеки;
- опекуном или попечителем является дееспособный, совершеннолетний, способный осуществлять трудовую деятельность гражданин.
Федеральный закон № 48-ФЗ «Об опеке и попечительстве» закрепляет довольно большое количество норм, правил и особенностей, касающихся установления и регулирования соответствующих процессов.
Отдельно стоит выделить права и обязанности самих граждан, являющихся законными представителями несовершеннолетних лиц.
Задачи законных представителей
Статья 15 гласит, что полномочия и обязанности попечителей и опекунов регулируются Гражданским и Семейным кодексами. Опекуны, согласно закону, являются законными представителями ребенка, а потому обязаны всячески защищать его права и интересы. Граждане, получившие статус законных представителей, должны своевременно извещать соответствующие органы о смене места жительства или о временном отсутствии по адресу.
Попечители и опекуны имеют право на получение льготной помощи в медицинской, образовательной, психологической, юридической и любой другой сфере. Также закон регулирует имущественные права граждан. О них будет рассказано далее.
Об имущественных правах попечителей и опекунов
Закон устанавливает одно очень важное правило: подопечные не имеют имущественных прав на собственность своих законных представителей. И напротив, ни опекуны, ни попечители не могут претендовать на имущество подопечных. Сюда включаются пособия, пенсии, алименты, льготы и прочие социальные выплаты.
Гражданское законодательство устанавливает общее право собственности на имущество семьи, состоящей из подопечных и опекунов. Так, опекаемые несовершеннолетние граждане имеют право пользоваться имуществом своих законных представителей с их согласия. Попечители же и опекуны не имеют право пользоваться собственностью подопечного в своих личных интересах.
Необходимо отметить, что имущество подопечных находится под охраной. Закрепляет эту норму Федеральный закон № 48-ФЗ «Об опеке и попечительстве». Охраной имущества несовершеннолетнего лица занимаются его законные представители. Обязательно должна быть произведена опись имеющейся собственности.
Общие положения ФЗ
Первая глава ФЗ РФ№ 48 об опеке и попечительстве не только дает основные понятия, но и регулирует сферу применения закона, поясняет особенности поддержки опекунского ухода государством.
Все требования закона, применяемые к опекающим, относятся также к учреждениям, в которых содержатся, проживают люди, нуждающиеся в опекунском уходе.
Опека назначается для детей до 14 лет, а также для недееспособных людей (по решению судьи). Опекуны выступают законными представителями опекаемых и защищают юридические права подопечных.- Попечительство назначается детям от 14 лет до 18 или человеку, признанному судом ограниченно дееспособным. Попечитель поддерживает подопечного, контролирует выполнение им действий(например, заключение сделок).
Человека, нуждающегося в опекунском, попечительском уходе, называют подопечным. Недееспособный или ограниченно дееспособный – это гражданин, утративший способность контролировать свои поступки и действия. Меру дееспособности определяет суд.
При оформлении опеки возникают отношения между патрономи опекаемым. Регулировать их необходимо, руководствуясь Гражданским кодексом РФ, а также ФЗ №48. Процесс протекания опеки/попечительства контролирует Семейный кодекс РФ. При прекращении ухода следует руководствоваться статьями данного Федерального Закона.
По необходимости учитываются особенности международного договора, если опекунские правоотношения устанавливаются над иностранным гражданином.
В ответственность государственных органов входит:
- Обеспечение опекой тех людей,которым это необходимо.
- Правозащитные действия дляопекаемых.
- Гарантия достойногоуровняпроживания патронируемых.
- Контроль выполнения обязанностей опекающих.
- Осуществление поддержки граждан и организаций, отвечающих за опеку.
При осуществлении ухода учитываются принципы:
Не зависящий от чужого волеизъявления выбор опекуна. Имеется возможность отказаться от предложенных опекунских обязанностей.- Государство контролирует охрану прав обеих сторон: патронируемого и опекающего.
- Обеспечивается охрана прав на имущество.
Распоряжение имуществом
Опекуны и попечители могут распоряжаться имуществом подопечного только после подписания специального документа, предоставляемого органом опеки. Как уже было сказано, распоряжение имуществом ребенка не должно преследовать личных целей. Так, разрешается внести денежные средства подопечного на счет в банке или приобрести страховку. Запрещается заключать кредитные договоры или договоры займа от имени опекаемого лица. Закон говорит об ответственности за передачу имущества несовершеннолетнего лица в заем или пользование.
Статья 20 гласит, что недвижимое имущество не может отчуждаться за исключением следующих случаев:
- отчуждение по выгодному для подопечного договора ренты;
- принудительное обращение взыскание на предмет залога;
- отчуждение недвижимости в случаях исключительного характера (необходимость дорогостоящего лечения подопечного и пр.);
- перемена жилища опекаемого лица.
Статья 22 гласит о праве попечителя требовать признания недействительными сделок, заключенных его подопечным без согласия законного представителя.
Надзор за деятельностью законных представителей
48-ФЗ «Об опеке и попечительстве в РФ» закрепляет необходимость осуществления надзора соответствующими государственными органами за представителями несовершеннолетних подопечных. Каким образом этот надзор проходит?
Органы опеки и попечительства должны руководствоваться сроками, установленными Правительством РФ. В отдельные периоды времени представители соответствующих инстанций должны приходить по месту жительства опекунов, и проводить качественную проверку жилищных и бытовых условий. Подвергаются проверке сохранность имущества подопечного, своевременность удовлетворения его основных потребностей. Отдельно оговаривается обязанность посторонних лиц сообщать в органы внутренних дел о фактах нарушения прав несовершеннолетнего подопечного. Подобным правом обладают и сами подопечные: они могут обжаловать в судебном порядке действия или бездействия своих попечителей или опекунов.
Опекуны и попечители обязаны составлять специальные отчеты и подавать их в надлежащие инстанции не позднее 1 февраля ежегодно. В отчетах должны содержаться сведения о состоянии имущества подопечного, о месте его хранения или регистрации. Отчет утверждается органом опеки и попечительства и хранится в личном деле.
Кому подчиняются
Узнать о работе органов опеки и попечительства, кому подчиняются эти структуры, необходимо при возникновении потребности оказать воздействие на работников инстанции или добиться пересмотра вопроса.
Хотя ООП считается надзорной структурой, есть вышестоящие ведомства, кому подчиняются органы опеки и попечительства:
- Администрация по месту жительства (органы самоуправления).
- Рособрнадзор — служба по надзору за образованием и научной деятельностью.
Скачайте: Постановление Правительства №423 ОБ ОТДЕЛЬНЫХ ВОПРОСАХ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ОПЕКИ И ПОПЕЧИТЕЛЬСТВА В ОТНОШЕНИИ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ ГРАЖДАН (751,4 KiB, 371 hits)
ФЗ №48 Об опеке и попечительстве (806,5 KiB, 451 hits)
ст. 31-41 «Опека и попечительство» Гражданский кодекс РФ (493,9 KiB, 593 hits)
- Изъятие ребёнка из семьи органами опеки
На федеральном уровне иных вышестоящих служб не предусмотрено, а в рамках отдельного региона могут быть установлены особые меры по надзору за работой опеки.
Если выявлены нарушения или допущена халатность в отношении опекаемых граждан, при несправедливых и неправомочных решениях, действия ООП подлежат обжалованию в прокуратуре и дальнейшему разбирательству в суде. Иными словами, ООП не является последней инстанцией, которая будет рассматривать вопросы по собственному усмотрению, решая судьбу подопечных и опекунов. Всегда есть возможность оспорить принятые решения, если есть веские основания считать их несправедливыми.
Чтобы ознакомиться со всем перечнем функций представителей органа, рекомендуется обратиться к положениям ГК РФ, а именно: ст. 77, 121-123.
В процессе деятельности ООП обязаны взаимодействовать с инстанциями, работающими в социальной, образовательной, медицинской сферах. Также работа ведется с коммунальными, жилищными и иными службами, в зависимости от решаемого вопроса.
Об ответственности
Согласно 48-ФЗ от 24.04.2008 «Об опеке», попечители и опекуны несут ответственность за совершение сделок от имени своих подопечных. Ответственность в этом случае регулируется гражданским законодательством. Законные представители несовершеннолетнего лица должны отчитываться за нанесенный имуществу подопечного вред. Если вина опекунов или попечителей установлена, то судебные органы составляют специальный акт и предъявляют провинившемуся гражданину требование возместить убытки, причиненные подопечному.
Отдельно ответственность законных представителей регламентирует Уголовный кодекс РФ. За нанесение вреда психическому или физическому здоровью опекаемого лица виновные должны предстать перед судом.
Несет ответственность и сама инстанция опеки и попечительства. Об этом указано в статье 28 Федерального закона от 24.04.2008 (48-ФЗ «Об опеке и попечительстве»). Контроль над инстанцией осуществляется должностными лицами из исполнительной ветви власти субъекта РФ. Так, если орган опеки причинил подопечному вред в результате бездействия или незаконных действий, то будет возбуждено дело в соответствии с законодательством РФ.
Чем занимается отдел опеки
Граждан, которые испытывают потребность в дополнительной поддержке, интересует, какими нормами руководствуются работники отдела, и каких мер стоит ожидать в ответ на обращение.
Есть четкое определение сущности, чем занимаются органы опеки. Согласно ФЗ №48 от 24.04.2008 года (ст. государственная инстанция осуществляет:
- Поиск и ведение учета граждан, которым требуется посторонняя поддержка.
- Взаимодействие с судебной инстанцией при решении вопроса об установлении недееспособности или ограниченной дееспособности, либо прекращении такого статуса.
- Согласование опекунства и передача подопечных достойным претендентам.
- Надзор за работой опекуна и условиями жизни переданных подопечных.
- Прекращение статуса опекуна или попечителя, если будут установлены основания считать, что они не справились с обязательствами.
- Согласование сделок, в которые вовлечены опекуны и их опекаемые. Без письменного разрешения со стороны надзорной структуры любая сделка по отчуждению имущества подопечных будет признана недействительной.
- Передача в доверительное управление собственности опекаемых согласно ст. 38 ГК РФ.
- Выступление перед инстанциями в интересах несовершеннолетних, когда опекун или попечитель, в силу обстоятельств, не вправе исполнять эти функции. Аналогично организовано участие работников ООП при представлении и защите интересов недееспособных граждан.
- Решение вопроса о допустимости отдельного проживания опекаемых от своих представителей (на основании ст. 36 ГК РФ).
- Проверка условия проживания детей, следить за выполнением обязательных мероприятий и устройства жизни в семье согласно установленным нормам.
- Помощь в реализации прав и льгот, положенных по закону.
То или иное решение ООП, при несогласии заинтересованных лиц, подлежит оспариванию в судебном порядке.
О прекращении опеки или попечительства
В соответствии со статьей 29 48-ФЗ «Об опеке» (с комментариями и изменениями от 28.11.2015), попечительство или опека должны быть прекращены в следующих случаях:
- смерть подопечного или законного представителя;
- истечение срока действия свидетельства о назначении попечителя или опекуна;
- освобождение или отстранение попечителя или опекуна от исполнения своих обязанностей.
Опекуны или попечители сами могут отказаться от исполнения своих обязанностей. Соответствующий государственный орган освободит их при наличии следующих условий:
- нарушение законных интересов подопечного;
- ненадлежащее исполнение обязанностей;
- выявление государственным органом особых нарушений.
Государственная поддержка
Глава 7 рассматриваемого закона закрепляет основные формы государственной поддержки физических и юридических лиц, осуществляющих попечительство и опеку в отношении несовершеннолетних граждан.
Здесь можно выделить:
- установление суммы пособий и льгот для подопечных;
- установление размеров выплат для нужд законных представителей.
Суммы могут разниться в зависимости от региона РФ.